ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа МБДОУ
«Детский сад № 43 «Солнышко» (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного учреждения и обеспечивает
развитие личности детей дошкольного
возраста от 2 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Программа разработана рабочей группой педагогов
МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» (далее – МБДОУ) с учетом
Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию
протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), Комплексной образовательной программой
дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. — 352 с. (Режим
доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/468-programma-detstvo),
особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Программа
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени
дошкольного образования.
Программа
разработана в соответствии с основными нормативно—правовыми документами
дошкольного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273—ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в том числе в соответствии с поправками в Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304—ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
(приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014г.);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648—20
«Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (2021—2027 г.).
Программа
рассчитана на детей в возрасте 2 - 7 лет, срок реализации Программы – 5 лет.
Цель Программы — проектирование
социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через
общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цель Программы достигается через решение следующих
задач:
–
охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
в том числе их эмоционального благополучия;
–
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
воспитанника в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
–
создание благоприятных условий
развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
–
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества;
–
формирование общей культуры
личности воспитанников, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной
деятельности;
–
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
–
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
–
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития.
- Принцип построения
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
-
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
- Принцип сотрудничества с семьей.
-
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
-
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Принцип
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития).
В соответствии с
ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного
образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы спроектированы
в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного
образования.