учреждении с целью обеспечения полноты и выполнения реализуемой
общеобразовательной программы.
1.3. Планирование – это непрерывный процесс использования путей и способов
совершенствования деятельности за счет выявления возможных условий и фактов.
Планирование – это определение системы мероприятий, предусматривающий
порядок, последовательность и сроки их выполнения. Это система мероприятий
направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной
с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
1.4. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым
Положением.
2. Цель, принципы (требования) и условия планирования
2.1. Цель системы планирования – определение зон ближайшего и перспективного
развития ДОУ в конкретных условиях на основе самообследования.
2.2. Принципы (Требования) характеристики
Единство долгострочного и краткосрочного планирования (программа
развития, образовательная программа МБДОУ, план деятельности МБДОУ,
адаптированная программа, рабочая программа, комплексно-тематический план
воспитательно-образовательной деятельности). Цели каждой подструктуры
составляют единое целое.
Непрерывность т.к. планирование это постоянно повторяющийся процесс, все
текущие планы составляются на основе предыдущих (программа развития ДОУ на
основе концепции дошкольного образования и т.д.).
Стабильность и гибкость (план должен подлежать корректировке в случае
необходимости.
Точность (достаточная детализация).
Прогностичность. Обеспечение комплексного характера планирования.
Прогнозирование и планирование промежуточной работы, а также предвидение
промежуточных и конечных результатов.
2.3. Условия
В основу всей системы планирования положен программно-целевой метод –
что означает ориентацию всей деятельности, на достижение окончательных целей,
предполагая при этом:
- определение четких целей, задач, мероприятий;
- взаимосвязь между анализом итогов работы за предыдущий период и
проектированием работы на следующий;
- взаимосвязь между долгосрочными, перспективными и оперативными планами
работы;
- четкое прогнозирование результатов в планируемый период.
2.4. Эффективность планирования достигается при соблюдении трех главных
условий:
- знание уровня, на котором находится деятельность дошкольной
образовательной организации в момент планирования;
- четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята к концу
планируемого периода;
- выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу
ДОУ на новый уровень.
2.5. Одно из важных условий реального планирования работы – учет специфических
особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и
условий, индивидуальные особенности тех, кто будет осуществить на практике те или
иные мероприятия.
3. Система планирования.
Система планирования в ДОУ складывается из управленческого и
педагогического планирования и представлено тремя видами планов –
стратегическим, тактическим и оперативным.
3.1. Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще
всего 3 – 5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития
дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий
его деятельности.
Стратегическое, или долгосрочное, планирование – призвано определить
основные стратегические цели организации, а также политику и стратегию получения
и использования ресурсов для достижения этих целей. Основными чертами
стратегического планирования являются:
- включение в его содержание основных проблем деятельности учреждения;
- создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия
текущих решений;
- долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
- нацеленность на придание деятельности учреждения стройности внутреннего
единства;
- заложенная в данном виде планирования объективная необходимость, своего
рода «обязанность» руководства активизировать и модернизировать работу
учреждения.
Стратегическое планирование представлено Программой развития ДОУ,
Основной общеобразовательной программой – образовательной программой
дошкольного образования ДОУ, адаптированной основной образовательной
программой.
3.2. Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении
осуществляется на среднесрочный период, осуществляется на основе стратегического
и является этапом внедрения последнего.
Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые
должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических
целей.
Тактическое планирование представлено: планом деятельности ДОУ на
учебный год, учебным планом МБДОУ, рабочими программами педагогов,
адаптированной образовательной программой, адаптированной индивидуальной
программой ребенка-инвалида.
3.3. Оперативное или текущее планирование представляет собой планирование
образовательной деятельности всех категорий педагогических работников,
планирование деятельности работников административного состава, педагогического,
учебно-вспомогательного персонала МБДОУ (заведующего, старшего воспитателя,
старшей медицинской сестры, заместителя заведующего по АХР) на месяц.
4.Содержание работы.
Основными документы для планирования педагогического процесса являются:
4.1. Программа развития ДОУ – это стратегически-управленческий документ,
представляющей систему управленческих действий по достижению желаемой модели
учреждения, предполагающая активность всех участников образовательных
отношений, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ. С
управленческой точки зрения программа является основой принятия оперативных
управленческих решений в повседневной деятельности МБДОУ
Программа выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в образовательную организацию;
- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий
по развитию образовательной организации, организованные формы и методы,
средства и условия процесса развития;
- оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе
посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Программа представляет собой комплекс мероприятий для достижения
стратегической цели, стоящей перед Учреждением за счет средств бюджета,
внебюджетных средств.
Программа носит среднесрочный характер (продолжительность до 5 лет)
Программа развития разрабатывается рабочей группой, созданной в
соответствии с приказом заведующего МБДОУ. Дополнения и изменения в
Программу вносится с соблюдением той же процессуальной последовательности, что
и разработка программы.
Структура Программы определяется учреждением самостоятельно. В МБДОУ
она представлена следующим образом:
Раздел 1. Информационная карта Программы развития
- Общие положения
- Паспорт Программы развития
Раздел 2. Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития
- Информационная справка о деятельности образовательного учреждения
- Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней и внутренней
среды и социального заказа ДОУ
- Анализ проблем ДОУ и возможных путей их решения
Раздел 3. Концепция желаемого будущего состояния дошкольной образовательной
организации как системы
- Ведущие концептуальные подходы
- Методологические принципы программы развития ДОУ
- Основные идеи, цели и подходы программы
Раздел 4. Стратегический план реализации Программы развития ДОУ
Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы развития и
целевые индикаторы, показатели её эффективности
- Ожидаемые конечные результаты реализации Программы развития
- Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход
реализации Программы развития
- Критерии и показатели эффективности реализации Программы развития
Раздел 6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы развития
Раздел 7. Описание мер регулирования и управления рисками Программы
Раздел 8. Система организации контроля за исполнением программы
Раздел 9. Управление процессом реализации программы
Содержание Программы должно отражать цели и задачи и содержание
действующей муниципальной программы «Развитие образования городского округа
«город Белгород».
Программа оформляется на листах формата А4, брошюруется, страницы
номеруются.
На титульном листе указывается период реализации
Программы,
принадлежность к ДОУ (по Уставу), наличие согласования программы с учредителем
и утверждением руководителя ДОУ.
Программа размещается на официальном сайте ДОУ в сети интернет.
Программа вносится в номенклатуру дел и хранится в течение 5 лет по
истечении срока ее реализации.
4.2. Основная общеобразовательная программа – образовательная
программа
дошкольного образования ДОУ (далее – Программа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа разрабатывается в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной
основной образовательной программой дошкольного образования.
Требования к структуре образовательной программы изложены во II разделе
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»).
Обязательная часть Программы формируется на основе учебно-методического
комплекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений включаются
парциальные образовательные программы, выбранные участниками образовательных
отношений с учетом специфики и условий в ДОУ, потребностей семей обучающихся,
региональных приоритетов, а так же для обеспечения коррекции нарушений развития
обучающихся.
Приложения к Программе представляют собой компоненты Программы и
представлены рабочими программами педагогов, учебным и календарным планом,
режимом и схемой НОД.
Управление реализацией основной образовательной программой дошкольного
образования в ДОУ, осуществляется на основе данных полученных в ходе
внутреннего мониторинга ее реализации.
В основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ могут
быть внесены изменения и (или) дополнения в установленном в настоящим
Положением порядке. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений могут
быть: изменения в законодательстве; появление новых методических и программных
разработок в области дошкольного образования; запрос Совета родителей.
Механизм формирования и принятия Программы
Перед разработкой Программы (обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений) родителям (законным представителям)
обучающихся и педагогам ДОУ предоставляется возможность в течение месяца
различными доступными для них средствами (официальный сайт МБДОУ,
информационные папки в группах, собрания, консультирование) получить
информацию
о
многообразии
программ
(комплексных,
парциальных),
обеспечивающих развитие детей во всех пяти образовательных областях, учитывая
образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов, а также возможностям педагогического коллектива Учреждения (п.2.11.2.
ФГОС ДО).
Приказом заведующего ДОУ создается рабочая группа, состоящая из педагогов
Учреждения. Рабочая группа после ознакомления педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся с многообразием программ проводит анкетирование
педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся и делает свод-анализ
полученных результатов. С учетом свода-анализа, а также возможностей
педагогического коллектива ДОУ рабочая группа разрабатывает проект Программы.
Проект Программы рассматривается и принимается на заседании
педагогического совета, рассматривается на заседании совета родителей Учреждения,
утверждается приказом заведующего ДОУ.
После утверждения, Программа и краткая презентация к Программе
размещается на официальном сайте ДОУ.
4.3. Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП)
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АООП
разрабатывается для группы комбинированной направленности (по необходимости),
которые посещают дети с ОВЗ. АООП разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, с
учетом примерной АООП ДО, и рекомендаций ТПМПК (ЦПМПК).
Механизм формирования и принятия Программы
Соответствует
механизму
формирования
и
принятия
Основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования ДОУ .
4.4. План деятельности ДОУ (далее – План) является обязательным документом
дошкольного образовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных
задач, способствующих совершенствованию работы всего коллектива в данном
учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные
мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и
обслуживающим персоналом. План также предусматривает мероприятия по
педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой и другими
социальными партнерами.
План деятельности дошкольной образовательной организации имеет
следующую структуру:
Раздел 1. Анализ деятельности ДОУ за текущий учебный год и его достижений:
Анализ конечных результатов деятельности за учебный год.
- качество условий в ОО, созданных и использованных для реализации ОП ДО
(динамика за два учебных года в числовом выражении);
- качество организации образовательной деятельности в ДОУ (динамика за два
учебных года в числовом выражении) в соответствии с ОП ДО;
- качество результатов реализации ОП ДО (динамика за два учебных года в числовом
выражении);
-достижение запланированных цели и реализация задач в ОО в учебном году (степень
их достижения и реализации, выявление проблемного поля
2. Анализ результатов деятельности за текущий летний оздоровительный период;
- степень и качество достижения цели и реализации запланированных задач на летний
оздоровительный период в ДОУ;
- создание благоприятных условий (кадровых, материально-технических,
финансовых), их рациональное использование для развития, оздоровления и
воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями в летний оздоровительный период;
- организация профилактической работы с детьми, двигательного режима,
рационального питания дошкольников;
- организация системы работы с родителями воспитанников и социумом,
направленных на реализации задач, запланированных на летний оздоровительный
период.
Раздел 2. Планирование деятельности на ДОУ новый учебный год:
- Цель, задачи и приоритетные направления образовательной организации на новый
учебный год.
- Охрана здоровья воспитанников:
- система мер, направленная на реализацию пунктов 1 (пп.,2,3,4,5,6,8,9,10,11), п.2, п.3,
п.4 (пп.1,2,3,4) ст.41 Федерального Закона №273 «Об образовании в РФ».
Организация образовательной деятельности в ДОУ:
- выбор методов и технологий в соответствии с содержанием ОП ДО;
- инициирование проектной деятельности в ДОУ с участниками образовательных
отношений и социумом;
- система мер, направленная на организацию видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной,
физической, конструктивной, музыкальной, чтение художественной литературы) и в
ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей с привлечением
родителей воспитанников и социальных партнёров;
Обеспечение условий для реализации образовательной программы в ДОУ:
- система мер, направленная на развитие кадровых условий в ДОУ (семинары, мастерклассы, педагогические советы, повышение квалификации педагогов, аттестация
педагогов, публикации, обобщение АПО и так далее);
- система мер, направленная на создание, развитие и использование в
образовательной деятельности материально-технических условий в ДОУ; - система
мер, направленная на создание, развитие и использование в образовательной
деятельности развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
- система мер, направленная на создание, развитие и использование в
образовательной деятельности психолого-педагогических условий в ДОУ; - система
мер, направленная финансовое обеспечение реализации образовательной программы
дошкольного образования.
Обеспечение результатов реализации образовательной программы дошкольного
образования в ДОУ:
- результаты оценки индивидуального развития детей при освоении ОП ДО (согласно
программе ВСОКО);
- результаты оценки показателей здоровья детей (согласно программе ВСОКО);
- результаты оценки уровня адаптации детей к условиям ДОУ (согласно программе
ВСОКО);
- результаты оценки уровня развития способностей и склонностей, интересов
воспитанников (их образовательных достижений) (согласно программе ВСОКО),
- результаты оценки уровня формирования у старших дошкольников предпосылок
учебной деятельности;
- результаты оценки уровня удовлетворенности родителей (законных представителей)
качеством образования в ДОУ (согласно программе ВСОКО)
- Планирование работы ДОУ на летний оздоровительный период:
- Цель, задачи на летний оздоровительный период учебного года - Обеспечение
условий в ДОУ (кадровых, материально-технических, финансовых):
- система мер, направленных на создание и использование условий в ДОУ для
реализации задач в летний оздоровительный период в сотрудничестве с родителями
воспитанников и социумом.
Охрана здоровья детей в летний оздоровительный период:
- система мер, направленная на реализацию пунктов 1 (пп.,2,3,4,5,6,8,9,10,11), п.2, п.3,
п.4 (пп.1,2,3,4) ст.41 Федерального Закона №273 «Об образовании в РФ» Реализация
образовательной деятельности в летний оздоровительный период:
- система мер по организации видов детской деятельности с детьми в ДОУ;
- система мер по организации режимных моментов в ДОУ;
- система мер по организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ
План обсуждается, корректируется и принимается педагогическим коллективом
на педагогическом совете ДОУ перед началом нового учебного года (в августе) и
утверждается заведующим ДОУ.
4.5. Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) – программа,
определяющая все специфические индивидуальные условия, необходимые для
конкретного ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ). АОП направлена на преодоление
несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка с
психофизическими нарушениями по Программе ДОУ и реальными возможностями
ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), исходя из структуры его нарушения,
познавательных потребностей и возможностей. АОП разрабатывается коллегиально
всеми специалистами, работающими с детьми данной категории в рамках
деятельности психолого-педагогического консилиума ДОУ (далее –
ППк), в
соответствии с рекомендациями ТПМПК (ЦПМПК), с учетом методических
рекомендаций управления образования города Белгорода и МКУ НМИЦ.
Для разработки АОП специалисты проводят диагностику, оценивая не только
трудности, но и сильные стороны ребенка. По итогам диагностики определяются цели
АОП, регламент деятельности всех участников образовательного процесса и
согласовывается с родителями. АОП
разрабатывается
на
один
год,
при
необходимости вносятся изменения и дополнения. По окончании действия АОП ППк
коллегиально оценивает достижение всех планируемых результатов, проводит анализ
динамики и эффективности оказываемой помощи. При необходимости
корректируются цели АОП, определяется новый период ее действия.
АОП имеет следующую структуру:
1. Общие сведения.
1.1. Создание специальных условий
2. Заключение и рекомендации ППк ДОУ
3. Индивидуальный план коррекционной работы
3.1.План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
3.2. План коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя
3.3. План коррекционно-развивающей работы инструктора по физической культуре
4.6. Рабочая программа – является неотъемлемой частью Основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования ДОУ. Это локальный нормативный документ, определяющий объем,
порядок, содержание образовательного процесса, требования к результатам освоения
основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с
ФГОС ДО (целевые ориентиры).
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности ДОУ в рамках реализации Основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования ДОУ, относятся: рабочие
программы воспитателей по определенным возрастным периодам, рабочая программа
музыкального руководителя, рабочая программа инструктора по физической
культуре, рабочая программа педагога-психолога.
Рабочая программа разрабатывается педагогами ДОУ на каждый учебный год,
с учётом методических рекомендаций департамента образования Белгородской
области, ОГАО ДПО БелИРО, управления образования города Белгорода и МКУ
НМИЦ.
Структура рабочей программы для каждой категории педагогических
работников строится с учетом структуры основной образовательной программы ДОУ,
а также согласно пяти образовательным областям.
Рабочие программы рассматриваются и принимаются на педагогическом совете
ДОУ (август), утверждаются приказом руководителя ДОУ.
4.7. Учебный план ДОУ является нормативным документом, отражающий структуру
образовательного процесса ДОУ. Учебный план составляется на каждый учебный год
в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную
деятельность ДОУ и состоит из пояснительной записки и таблицы, в которой
определены образовательные области, вид детской деятельности, количество и объём
времени, отводимого на организацию непосредственно образовательной
деятельности. Необходимыми требованиями учебного плана является:
- соблюдение минимального количества непосредственно образовательной
деятельности на изучение каждой образовательной области;
реализация
физического и художественно-эстетического направлений должна занимать
- не менее 50% общего времени непосредственно образовательной деятельности;
- объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.
3648-20
- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
4.8. План образовательной деятельности – это научно-обоснованная организация
педагогического процесса, которая придает ему содержательность, определенность,
управляемость. План дает возможность воспитателю строить педагогический процесс
осознанно, обдуманно, ответственно. Он позволяет равномерно распределять
программный материал в течение года, закреплять его, не допускать перегрузки,
спешки, помогает учитывать и прогнозировать результат работы.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности разрабатывается
педагогами каждой возрастной группы совместно со специалистами ДОУ и имеет
свою структуру.
План образовательной деятельности составляется в соответствии с режимом
дня, схемой распределения непосредственно образовательной деятельности, на основе
комплексно-тематического плана.
План образовательной деятельности имеет следующую структуру:
- Титульный лист с указанием периода реализации планирования, возрастной
адрессованности и обозначения участия педагогов, взаимодействующих в
осуществлении образовательной деятельности.
- Список детей группы, участвующих в реализации программы.
- Предполагаемое распределение детей на подгруппы с учетом индивидуальных
особенностей.
- Планирование деятельности по реализации образовательных областей по схеме,
утвержденной на педагогической совете ДОУ.
5. Документация и ответственность
5.1. Программа развития ДОУ, Основная общеобразовательная программа –
образовательная программа ДОУ, адаптированная основная образовательная
программа, адаптированная образовательная программа, план деятельности ДОУ,
рабочая программа, планирование образовательной деятельности являются
обязательными документами, регламентирующими специфику образования в ДОУ.
5.2. За организацию и осуществление планирования воспитательно-образовательной
деятельности педагогических работников с детьми несут старший воспитатель
МБДОУ и педагогические работники, планирующий и реализующие содержание в
планах.
5.3. Контроль за планированием деятельности ДОУ осуществляется заведующим и
старшим воспитателем согласно циклограмме контроля.