Памятка
для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников
дошкольного образования по работе детьми, прибывающими с территорий
Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики
Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок,
прибывший с территории ДНР и ЛНР (далее – ребенок (дети) из семей беженцев),
рассматривается как трудная жизненная ситуация. Дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, – это в том числе:
дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи (статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998
г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон № 124-ФЗ).
В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация
определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация;
неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения
и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя
справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая
жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность
реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
В результате вынужденной миграции в самом тяжелом положении оказываются
дети. Критическая ситуация, в которую попадают семьи беженцев, финансовое
неблагополучие, зачастую отсутствие средств к существованию, а также
психологические стрессы губительны не только для них самих, но имеют косвенное,
а иногда и прямое влияние на нравственно-психологическую атмосферу общества.
Часто родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанныес
вынужденной переменой места жительства, не придают значение психологической
травме, которую переживает ребенок дошкольного возраста.
Целью данной памятки является предоставление предложений и рекомендаций
по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов
и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Работа педагогов дошкольного образования с детьми из семей беженцев
включает в себя три основные функции:
образовательную (организация и проведение консультаций для родителей
(законных представителей));
психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
посредническую (информирование, организация и координация деятельности
смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей
и
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность по
общеобразовательным программам).
Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи
обучающимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом
сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.
Характерной чертой психологического состояния беженцев и вынужденных
переселенцев является так называемая категория «утрата». В этих случаях дети
лишаются привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких
родственников. Все это вызывает тяжелые психические расстройства у детей
дошкольного возраста, которые могут проявиться в течение их дальнейшей жизни.
Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из
семей беженцев в возрасте до трех лет (раннего возраста), страхи, спутанность чувств.
В поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед
чужими людьми.
У детей в возрасте от трех до семи лет – тревога, боязливость, спутанность
чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со
случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное
отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует
поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношениюк взрослым.
В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.
Все это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы не
только с детьми, но и с родителями (законными представителями) ребенка.
В работе с родителями (законными представителями) рекомендуют применять
следующие методы:
изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней (направленный сбор
информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез);
обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка.
Решение вопроса о характере психолого-педагогического воздействия и
заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе психологической
коррекции.
Разработка совместно со специалистами рекомендаций для родителей. В
качестве таковых могут выступать: обучение приемам общения с ребенкомс
помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии,
музыкотерапии, библиотерапии).
Совместная оценка результатов работы и выработка дальнейших рекомендаций.
При работе с родителями можно применять как индивидуальные, так
и групповые формы работы. К индивидуальным формам относятся изучение
специфических проблем каждой семьи и особенностей воспитания в ней ребенка,
проведение
индивидуальных консультаций.
Групповые
формы
работы
рекомендуется применять с целью знакомства родителей с особенностями
воспитания детей дошкольного возраста.
Рекомендуется применять и традиционные методы работы практической
помощи детям и родителям (законным представителям): совместные коллективные
творческие дела для детей и родителей: конкурсы, викторины, выставки творчества,
спортивные соревнования и иные. Организация и проведение групповых занятий
с целью формирования навыков взаимопомощи.
Возможные методы психолого-педагогической помощи детям из семей
беженцев.
Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом,
эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем. Работа
с телом имеет особое значение, потому что у детей дошкольного возраста, попавших
в экстремальную ситуацию, часто наблюдается «синдром выключенного тела»,
который проявляется в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет все
ощущения, связанные с телом.
Работа с эмоциональной сферой связана с нейтрализацией страхов детей,
обсуждением реакции и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста невербальных методов
(танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арттерапии
и иные), а также обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, возможности играть.
В случае если в образовательные организации принимаются дети
с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды; дети, имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом здоровье), то необходимо
предусмотреть систему психолого-педагогического сопровождения таких детей.