Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
С изменениями и дополнениями от:
25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)".
ГАРАНТ:
Согласно приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н пункт 2 применяется с 1 января
2017 г.
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в
управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1
января 2015 года.
Министр
М. Топилин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30550
Информация об изменениях:
Приказом Минтруда России от 5 августа 2016 г. N 422н в профессиональный стандарт внесены
изменения
См. текст профессионального стандарта в предыдущей редакции
ГАРАНТ:
См. Разъяснения о применении требований к образованию и обучению по должности "учитель",
установленных
настоящим
профессиональным
стандартом,
направленные
письмом
Минпросвещения России от 28 марта 2019 г. N ТС-817/08
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н)
С изменениями и дополнениями от:
5 августа 2016 г.
1
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
(наименование вида профессиональной деятельности)
01.001
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320
2340
3310
(код ОКЗ*(1)
Преподаватели в средней
школе
Преподаватели в системе
специального образования
Преподавательский персонал
начального образования
(наименование)
3320
3330
(код ОКЗ)
Персонал дошкольного
воспитания и образования
Преподавательский персонал
специального обучения
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.
80.21.1.
Услуги в области дошкольного и начального общего образования
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования
(код ОКВЭД*(2)
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
код
А
В
Обобщенные трудовые функции
наименование
уровень квалификации
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных
программ
6
5-6
наименование
Трудовые функции
код
Общепедагогическая функция.
Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность
А/01.6
уровень (подуровень)
квалификации
6
А/02.6
А/03.6
6
6
Педагогическая деятельность
по реализации программ
дошкольного образования
Педагогическая деятельность
по реализации программ
начального общего
образования
Педагогическая деятельность
по реализации программ
основного и среднего общего
образования
Модуль "Предметное обучение.
Математика"
Модуль "Предметное обучение.
Русский язык"
В/01.5
5
В/02.6
6
В/03.6
6
В/04.6
6
В/05.6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Происхождение обобщенной
трудовой функции
Педагогическая деятельность по проектированию и
реализации образовательного процесса в образовательных
организациях дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования
Оригинал
X
Код
Заимствовано из
оригинала
Код оригинала
А
Уровень квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
Возможные
наименования
должностей
Учитель
Воспитатель
Требования к образованию и
обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Требования к опыту практической
работы
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование документа
ОКЗ
Код
ЕКС*(3)
2320
2340
3310
3320
3330
-
ОКСО*(4)
050000
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального образования
Преподавательский персонал начального образования
Персонал дошкольного воспитания и образования
Преподавательский персонал специального обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика
3.1.1. Трудовая функция
Общепедагогическая функция. Обучение
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Код
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
А/01.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной
Необходимые умения
Необходимые знания
и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения
основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании
законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс
всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
жительства и историко-культурного своеобразия региона
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и
основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и
место образования в жизни личности и общества
Другие характеристики
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных
нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации,
нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Воспитательная деятельность
Оригинал
X
Код
Заимствовано из
оригинала
А/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их
как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера
Необходимые умения
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания,
мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание
обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач
Необходимые знания
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных
(педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности,
индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их
диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и
проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и
экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Другие характеристики
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Развивающая деятельность
Оригинал
X
Код
Заимствовано из
оригинала
А/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития
ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
Необходимые умения
для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и
др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его
реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный
и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое
сопровождение основных общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы
развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных
особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных
характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и
кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и
закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской
общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Необходимые знания
Другие характеристики
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по проектированию и
реализации основных общеобразовательных программ
Происхождение обобщенной
трудовой функции
Оригинал
X
Код
Заимствовано из
оригинала
Код оригинала
В
Уровень квалификации
5-6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Возможные
наименования
должностей
Учитель
Воспитатель
Требования к
образованию и обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо
Требования к опыту практической
работы
Особые условия допуска к работе
высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы не предъявляются
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу
приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование документа
ОКЗ
ЕКС
Код
2320
2340
3310
3320
3330
-
ОКСО
050000
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального образования
Преподавательский персонал начального образования
Персонал дошкольного воспитания и образования
Преподавательский персонал специального обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
В/01.5
Уровень (подуровень)
квалификации
5
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной
организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия
ребенка в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными
образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и
анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими
специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с
детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными
потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных
особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,
Необходимые умения
Необходимые знания
познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом
его особых образовательных потребностей
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование,
создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового
времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста в соответствии с образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить
результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного
возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы
дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Другие характеристики
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Необходимые умения
Педагогическая деятельность по реализации программ
начального общего образования
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
В/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до
уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе
в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики
развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по
профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной
школе
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные
личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и
организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и
метапредметной составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и
психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося
в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития
детей младшего школьного возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов
деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная
программа начального общего образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Необходимые знания
Другие характеристики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Педагогическая деятельность по реализации программ
основного и среднего общего образования
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
В/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином
предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими
участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны
Необходимые умения
его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных
контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики
состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ
повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода,
произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук,
возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников
обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная
физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства
обучения и их дидактические возможности
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Необходимые знания
Другие характеристики
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Модуль "Предметное обучение. Математика"
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
В/04.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой
способности, на ее ценность
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса,
готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или
предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный
образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить
опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты
объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности,
формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования
(например - вычисления)
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий
в решении задачи там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые
задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной
организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного
обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических
конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям
математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных
курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения
Необходимые умения
математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания
математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том
числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной
профессии или специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление
сомнительных мест, подтверждение правильности решения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических
и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности
или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной
локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического
доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху,
без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые,
которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального
этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа,
структуризации, реорганизации, трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для
идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и
процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на
Необходимые знания
Другие характеристики
экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и
общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности,
компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой,
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого
материала
Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и
знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в
форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);
осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к
помощи других педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в
частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе
обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике
математической культуры
Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики
Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык
не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
Происхождение трудовой
функции
Трудовые действия
Модуль "Предметное обучение. Русский язык"
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
В/05.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Регистрационный номер
профессионального стандарта
Код оригинала
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация,
сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и
реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая
отличия научного метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода ("народной
лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам,
требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных
конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том
числе в гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и
изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими
анимационных и других видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность
Необходимые умения
Необходимые знания
Другие характеристики
является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание
школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм
современного литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию
речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации
как процессе, жизненно необходимом для человека
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр образования N 109
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел
"Квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования"
(зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.