Программа ДОУ «Родники Дона» разработана в соответствии с ФГОС ДО,
объемом решаемых задач образовательной деятельности, с режимом работы и
продолжительностью пребывания детей в ДОУ.
Программа «Родники Дона», ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до
8 лет.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Выбор части, формируемой участниками образовательных отношений
Программы МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» - «Родники Дона»,
обусловлен тем, что детский сад территориально расположен на Донской земле.
Мир Донского края воспет живописцами, поэтами, писателями, архитекторами.
Они вложили в свои творческие создания ценности и смыслы, который
наполнен их собственный мир, навеянный красотой края, в котором жили и
живут люди, призванные сохранять и передавать Красоту и Добро из поколения
в поколения. Назначение родителей и педагогов состоит в том, чтобы открыть
глубинный смысл вечных ценностей, осветляющих жизненный путь человека, о
чём в своё время писали М.А. Шолохов, А.П. Чехов, П. Лебеденко и др.,
запечатлели художники Б. Спорыхин, В. Щелбанов, И. Чарская, М. Сарьян и др.,
архитекторы Г.Н. Васильев, А.Н. Померанцев, Л.Ф. Эберг и др., скульпторы
М.М. Антольский, В.П. Дубовик и др.
Данная Программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в
образовательных областях «Познавательное развитие», «Развитие речи»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие».
1.2 Национально-региональный компонент в системе
основной образовательной программы
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом природных,
климатических и национально-культурных традиций Донского края и включает
следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет
содержание истории, культуры, традиций Донского края;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная
сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями,
стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира
живой и неживой природы Донского края;
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к
реализации своих функций участника социокультурного процесса,
выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.
Содержание программы национально – регионального компонента разработано на
основании региональной программой «Родники Дона» Р.М. Чумичева, О.Л.
Ведмедь, Н.А. Платохина.
Программа включает содержание психолого-педагогической работы с детьми с 5
до 7 лет.
1.3 .Цель и задачи реализации программы.
Цель Программы: развитие у дошкольников ценностно-смыслового
отношения к культуре, истории и природе Донского края.
Социализация дошкольников в процессе организованного взаимодействия с
объектами, составляющими природное и культурное наследие Дона.
Задачи Программы:
1.
Развитие у детей любознательности к культуре, истории и природе
родного края.
2.
Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с культурой родного края.
3.
Развитие эмоционально-ценностной сферы отношений ребёнка в
процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных
произведений искусства родного края.
4.
Развитие субъектного опыта дошкольника в художественноизобразительной, речевой, конструктивной, музыкальной, игровой, природоохранной деятельности.
5. Развитие творческого потенциала ребёнка, проявляющегося в активном
преобразующем ценностном отношении к миру, стремлении изменять и создавать
новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
6. Развитие опыта творческой деятельности ребёнка через свободный выбор
содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных
рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для
совместной деятельности.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы.
- принцип гуманитаризазии, отражает общечеловеческие ценности в истории,
культуре, природе родного края и обеспечивает гармоничное развитие личности
ребёнка дошкольного возраста;
- принцип культуросообразности, выстраивает содержание программы как
последовательное усвоение национально- культурных традиций, в выработке на
этой основе ценностей и личностных смыслов;
- аксиологический принцип, является основой гуманных отношений между
людьми и признающим высшей ценности человека, его интересы и потребности;
положения о человеке как субъекте и объекте общественных отношений;
- принцип
интегративноти,
определяет
взаимодействие
различных
произведений искусства (архитектуры, музыки, литературы,
живописи,
скульптуры), целостности произведений и его частей в процессе изобразительнотвореской, конструктивной деятельности;
- принцип диалогиности, реализует разнохарактерные и разноуровневые
диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего,
языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со свои «Я».
Основными направлениями разработки программы были: выявление действий,
при которых обучение становится ценностно-развивающим; определение
конкретных форм и методов обучения на основе ценностно-смыслового подхода,
усвоение которого обеспечивает развитие ребёнка как человека культуры: ценность-
ребёнок-человек; ценность- культура, история, природа как условие развитие
ребёнка; ребёнок- субъект, осваивающий общечеловеческие ценности,
сконцентрированные в культуре, истории и природе, он её наследник и творец в
будущем.
В основу структуризации содержания программы положен блочно-модульный
принцип.
Основными методологическими позициями при разработке региональной
программы являются положения о компетентностном и ценностно-смысловом
подходах.
1.5.Планируемые результаты освоения Программы.
Компетенции, которые ребёнок дошкольного возраста должен усвоить,
дифференцированы по сферам и компонентам содержания образования
(культурно-познавательные, информационно-коммуникативные, эмоциональноценностные, действенно-практические).
Культурно-познавательный критерий раскрыт показателями – способами
активного познания (сравнения, классификация, сериация, анализ и др.),
свойства личности – любознательность как развивающаяся многокомпонентная
мотивационно-стилевая характеристика личности, направленная на стремление
проникнуть за пределы первоначально воспринятых ценностей культуры,
открывающих ребёнку новые смыслы, активность как
действие,
обеспечивающее устойчивого интереса к освоению ценностей окружающего
мира, эмоции как состояние удивления, радости познания, восторга,
удовлетворённости и т.п.
Информационно-коммуникативный критерий представлен показателями –
способность к культурной идентификации (принятие лучших образов
поведения, общения, способов жизнедеятельности, создание индивидуальнотворческой траектории жизни и ориентаций на эмоционально воспринятые
эталонные ценности культуры и установки взрослых и т.п.).
Критерий
эмоционально-ценностный
выражен
показателями
–
способность открывать ценности культуры и личностные смыслы
жизнедеятельности (тайны своего «Я», мотивы выбора цели, действия и
поведения, деятельности и общения, ситуации, знаков, жизни и др.).
Действенно-практический критерий представлен показателями – способы
взаимодействия ребёнка с миром людей, вещей, объектами живой и неживой
природы, обусловленные познанием ценности культуры, характером
5
деятельности
– конструктивный, творческий, - воспроизводящий, личностные представления
ребёнка, его понятия о ценностях культуры, природы родного края, правилах
взаимодействий; эмоциональные коды (личностные смыслы, ориентиры,
установки, стереотипы).
2. Содержательный раздел.
2.1.
Содержание образовательной деятельности.
Содержание программы для детей младшего и среднего
дошкольного возраста включает следующие блоки:
- «Казаки и казачата»;
- «Краски и литература Тихого Дона»
- «Архитектура моего дома»;
- «Народные праздники и традиции Донского края»
Содержание программы для детей старшего дошкольного
возраста включает следующие блоки:
- «Человек в истории Донского края»
- «Человек- созидатель культуры»
- «Человек в пространстве Донского края»
- «Праздники-события в жизни людей»
Свобода выбора регионального содержания дала нам возможность отразить
специфику культуры, природы, истории Донского края путём выделения
ценностей в фольклорно - энтографическом комплексе особенностей культуры
региона, его связи с общенациональной культурой. Региональное содержание
программы разрабатывалось с учётом исторического прошлого, характера и
структуры местных ремёсел, настоящего и будущего Донского края.
Цель программы: развитие у дошкольников ценностно-смыслового
отношения к истории, культуре, природе родного края, создание условий для
открытия ребёнком личностных смыслов как культурно-эмоционального
переживания.
Задачи, реализуемые программой, строятся в зависимости от целей и форм
организации деятельности детей и решаются включением адекватного
механизма социокультурной модели образовательного процесса.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы.
Социокультурный механизм способствует решению задач, которые
ориентированы на восприятие произведений искусства родного края, природных
объектов родного края, ценностей, заложенных в них, и открытию личностных
смыслов:
1.
Овладение специфическим языком искусства, знаками и символами,
заложенными в нём, средствами выразительности, ценностно-смысловой
основой произведения.
2.
Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка – ценностных
отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте
произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов
автора, развитием замыслов эмоционально-эстетических проявлений.
3.
Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего
«Я»: познавательно-эстетических интересов и способностей, умения
творчески воспринимать искусство родного края и реализовываться в нём,
создание условий для открытия ребёнком личностных смыслов.
4.
Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, природе родного края.
Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает
возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где
ребёнок вступает в диалог и миром искусства, природа и воспроизводит
ценности в материализированном творческом продукте, при этом решаются
следующие задачи:
1.
Развитие потребностей ребёнка в активном эмоционально-эстетическом
самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой,
конструктивной деятельности.
2.
Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только
содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности,
отражённые в произведениях искусства донских авторов, природы родного
края.
3.
Создания условия выбора ребёнком средств выразительности, усвоенных в
процессе познания произведений родного края, и переноса в собственную
творческую деятельность знаков и символов искусств.
4.
Способствовать развитию опыта эмоционально-личностного отношения к
произведениям искусств, собственной изобразительной, конструктивной
деятельности, открытию личностных смыслов.
Режиссёрский механизм усвоения ценностей обуславливает
возникновение самостоятельно изобразительно- творческой, конструктивной
деятельности ребёнка, стимулирует различными условиями и выступающей как
способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются
следующие задачи:
1.
Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в
изобразительно-творческой, конструктивной деятельности.
2.
Развивать творческий потенциал ребёнка, проявляющийся в активном
преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и
создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
3.
Развивать опыт творческой деятельности ребёнка через свободный выбор
содержания деятельности, синтезированных средств для создания
различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а
также партнёров для совместной деятельности.
3. Организационный раздел.
3.1. Организация образовательного процесса.
Программа реализуется:
в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе
режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей;
в совместной деятельности с семьей
в соответствии с ФГОС и санитарно – эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима.
Формы работы с детьми в ходе реализации программы «Родники Дона»
• Непосредственно образовательная деятельность
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность
• Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
• Педагогические проекты
• Конкурсы, выставки
• Праздники, развлечения
• Встречи с представителями казачества
• Презентации, видео и мультфильмы и т.д.
Механизм реализации программы «Родники Дона» предусматривает:
проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет
(вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет(средняя
группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет(старшая группа), четвертый
год – для воспитанников 6-7 лет(подготовительная к школе группа);
совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы
10 – 15 минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25
минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;
поэтапное планирование и выполнение определенных действий
воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
диагностика усвоения воспитанниками программы «Родники дона»
проводится 1 раз в год (май).
Учебный план
Для детей дошкольного возраста по изучению программы «Родники Дона»
Содержание работы
Мероприятия
по
тематическому плану
Количество мероприятий
в неделю
в месяц
в год
1
4
27
М-ц
Перспективный план ООД младшей группе по реализации
программы «Родники Дона» (I год обучения)
Неделя
Тема
Цель
Знания
Раздел «Казаки и казачата»
С
е
н
т
я
б
р
ь
1
Моя семьямое богатство
Включение
ребенка в
систему
ценностных
отношений своих
предков
Семья-главное в жизни человека. Семья-это
папа, мама, дедушка, бабушка, братья,
сестры и другие члены семьи. Члены семьи
любят друг друга и заботяться о других.
2
Люди живут в
городе и на
селе
Дать
представление о
отличиях жизни
в городе и
сельской
местности
Люди могут жить в городе или деревне. Их
жизнь отличается: люди в городе в
основном живут в многоквартирных домах,
а на селе в частных домах. Сельские жители
работают и на работе, и на земле, имеют
сад и огород, держат животных. Городские
жители работают на предприятиях, заводах.
В городе много транспорта. Жители города
и села помогают друг другу
3
Наш Донской
край
Формировать
представление о
Ростовской
области
Чтение стихотворения Н. Костарев
«Волшебники труда» (стр. 117)
Место, где мы живем называется
Ростовская область или Донской край. Его
главная река- Дон, который еще называют
«тихим».
В этой реке водиться много рыбы. Наш
край богат хлебом, фруктами, овощами
Чтениестихотворения Н.Н.Евсеев
«Тихий Дон» (ст.р 123)
4
Ой-ты, Дон
широкий
Рисование/
коллективная
работа
Главная река казаков –Дон. Река прекрасна
в разное время года. Расширение
представлений о различныхспособах
передачи движения воды.
См.Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники Дона»
стр 127-129
О
к
т
я
б
р
ь
1
Казаки на
Дону
Формировать
представление
казаках как
защитниках,
казачках как
хозяйках.
Первыми жителями Дона были казаки.
Они защитники своей земли, умелые и
бесстрашные воины
Конь-военнный друг казака. О нем
пелись песни и слагались пословицы.
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр 129-131
2
Верный друг
мой конь
Расскрашивание
шаблонов
Казаки с большой любовью и уважением
относились к коням. Кони бывают
разными.
Способствовать умению закрашивать
рисунок карандашом.
3
В гостях у
тетушки
Аксиньи
Формировать
представление о
женщине-казачке
Хозяйка дома (куреня) – казачка
занималась обустройством жилища,
готовила пищу на печи, изготавливала
одежду, воспитывала детей.
Знакомство с кухонной утварью:
глиняная посуда, деревянные ложки,
самовар, кочерга и ухват
4
В гостях у
тетушки
Аксиньи
Формировать
представление о
предметах
одежды казаков
Изобразительное произведение
Б. Спорыхин «Синий курень»
Рассказать о одежде донских казаков. О
том, что казаки изготавливали себе
одежду, о стирке и глажке белья.
Познакомить с предметами быта:
коромысло, стиральная доска, корыто
для стирки, угольный утюг.
1
Воспитание в
семье
мальчика
Формировать
представление о
обычаях
воспитания
мальчика-казачка
У мальчиков воспитывались лучшие
мужские качества. Казачат приучали к
верховой езде, рукопашному бою,
стрельбе и рубке шашкой.
Проведение игр-эстафет
2
Воспитание в
семье
девочки
Формировать
представление о
обычаях
воспитания
девочки-казачки
3
Вечер казачих
игр
Расширение
представлений о
разнообразии игр
казаков
Использование казачих игр, например:
Подвижная игра «Щука и рыбки» (стр.
230)
Игра на силу и ловкость «Достань
камушки» (стр.235), «Мешочек» (стр.
236)
Игра «Молчанка» (стр. 237)
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»
Раздел «Краски и литература Тихого Дона»
Н
о
я
б
р
ь
Д
е
к
а
б
р
ь
Будущая казачка рано приучалась к
труду: уходу за детьми, животными,
уборке дома, приготовлению пищи и т.п.
Развивали у них женские качества.
Проведение игр по теме
4
Дары
природы
Ценность
растительного
мира родного
края
Рассказать о богатстве родного края:
хлеб, овощи, фрукты.
Приобретение опыта рисования
предметов круглой формы (например,
рисование «Яблоко»)
1
День материказачки
(4.12)
Дать
представление о
роли материказачки
Мама- первое слово любого ребенка.
Казачка – это женщина, мать, труженица,
хранительница очага
Чтение стихотворения Е.Е. Евсеева
«Казачкам» (стр. 124)
Казачья колыбельная на стихи М.Ю.
Лермонтова
2
Донская
Дать
Рассказать о богатствах природы: степи
природа
представление о
природных
богатствах
родного края
и реки, поля и сады.
Чтение стихотворения Н. Костарева
«Чудо-чудеса» (стр. 110).
Рассматривание иллюстраций по теме
3
Городской и
сельский
пейзаж
Находить
различия
сельской
местности и
городской
Рассматривание иллюстраций по теме,
составление рассказа по картинке
4
Театр
Инсценировка
сказки «Казак и
лиса»
Знакомство с казачьим фольклором
2
Рождество
Христово
3
Произведе
ния Тихого
Дона
Я
н
в
а
р
ь
Знакомство с колыбельными,
потешками, пословицами и поговорками.
Учить детей отвечать на вопросы по
содержанию произведений
4
1
Ф
е
в
р
а
л
ь
Дать
представление о
значении
праздника
Знакомство с
Донским
фольклором
Учить детей пересказу, отвечать на
вопросы по содержанию произведений
Просмотр мультфильма, участие в
развлечении (по сценарию)
2
Народные
гуляния
Развитие
Примерный сценарий См. Методическое
интереса к
обеспечение к региональной программе
народным играм,
«Родники Дона» стр 136-138 (возможно
песням
совместно со ср. гр.)
Раздел «Архитектура моего дома»
Что такое
ДОМ?
Дать
представление о
слове «дом», его
составных частях
Дом- это место, где ты живешь со своей
семьей.
Дома бывают многоэтажные и
одноэтажные. Дом состоит из
фундамента, стен, крыши, окон и дверей.
Какие
бывают
дома?
Формирование
представлений о
домах прошлого
Беседа с использованием
иллюстраций/презентации
3
Деревянная
архитектура
Знакомство с
деревянным
зодчеством
4
Каменная
архитектура
Знакомство со
строительством
из камня
Знакомство с понятием пещера, шалаш,
изба.
Основной строительный материал в
нашей стране-дерево. Рассказать о его
особенностях. Изба и терем- жилье
русского человека.
Обработка камня и строительство из
него. Отличие от кирпичного
строительства.
М
а
р
т
1
Архитектура
родного края
2
Масленица –
дорогая наша
гостьюшка
годовая
Живет в
народе песня
Знакомство с
народным
праздником
Пример развлечения См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 133-135
Знакомство с
казачьими
песнями
Рассказать о основных сюжетах песен
донских казаков
Прослушивание музыкальных произведений
4
Птицы
прилетели
Весна-пора
прилета птиц
1
Звуки
народных
инструмен
тов
Дать
представление о
виде и звучании
народных
инструментов
22 марта – день прилета птиц (Сороксороков)
Чтение стихотворения Долинского
«Птички- странички» (стр. 102-104)
Показать инструменты и дать услышать
звучание гармони/баяна, балалайки,
трещотки и т.д.
2
Шумовой
оркестр
Дать
представление о
виде и звучании
народных
инструментов
Формирование опыта использования
народного инструмента на выбранную
мелодию
3
Сказочное
произведение
Моделирование
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»Стр. 243
3
А
п
р
е
л
ь
Знакомство с
Дом казака-курень (работа с макетом,
особенностями
аппликация)
дома казака
Раздел «Народные праздники и гуляния»
Чтение сказки «Кот и лиса»
4
Весна- пора
цветения
Дать
представление о
весне как поре
пробуждения
природы
Знакомство с изобразительными
произведениями по весенней тематике
(например П.Донских «Сирень»)
Рисование/аппликация «Весенние
цветы»
1
Пасха
Христова
Дать
представление о
значении и
традициях
праздника
Беседа о празднике. Выставка
творческих работ
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
2
О насекомых
Дона
Дать
представление о
насекомых
родного края
Чтение стихотворения Долинского
«Незнакомый насекомый» (Стр. 99)
Аппликация/рисо
вание
Рассказать о зданиях, построенных в селе
(деревне), отличающихся от городских
построек.
Каждый житель села старается украсить
свой дом, засадить полисадник цветами.
Определение
представлений
дошкольника о
культуре,
истории родного
края
Расширение
представлений о
разнообразии
народных
произведений,
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр 235-238
М
а
й
3
4
Загородный
дом
Диагностика
Фольклор и
игры казаков
Летний
Знакомство с
оздоров 19 августатрадициями
ительн Преображе
ние Господне праздника
ый
период
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»
Подготовка выставки детско –
родительских работ
Р.М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Родники Дона»:
содержание и технологии развития дошкольников (на материале истории и
культуры Донского края)
Список произведений искусств, используемых в реализации содержания
программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста стр. 234-235
Развивающие педагогические технологии стр. 239-246
Месяц
Перспективный план ООД
в средней группе по реализации программы
в «Родники Дона» (2 год обучения)
Нед
еля
Тема
Цель
Знания
Раздел «Казаки и казачата»
С
е
н
т
я
б
р
ь
1
Моя семьямое богатство
Включение
ребенка в
систему
ценностных
отношений своих
предков
Семья-главное в жизни человека. Семья-это
папа, мама, дедушка, бабушка, братья,
сестры и другие члены семьи. Члены семьи
любят друг друга и заботяться о других.
2
Люди живут в
городе и на
Дать
представление о
селе
отличиях жизни
в городе и
сельской
местности
Наш Донской
край
Формировать
представление о
Ростовской
области
Люди могут жить в городе или деревне. Их
жизнь отличается: люди в городе в
основном живут в многоквартирных домах,
а на селе в частных домах. Сельские жители
работают и на работе, и на земле, имеют
сад и огород, держат животных.
Чтение стихотворений Н. Костарева о
профессиях (стр. 117-121)
Место, где мы живем называется
Ростовская область или Донской край. Его
главная река- Дон, который еще называют
«тихим».
3
В этой реке водиться
много рыбы. Наш край богат хлебом,
фруктами, овощами
4
Ой-ты, Дон
широкий
Рисование/колле
ктивная работа
Организация выставки поделок и рисунков
«Богатства родного края»
Главная река казаков –Дон. Река прекрасна
в разное время года. Расширение
представлений о
различных способах
передачи движения воды.
См.
Методическое
обеспечение
к
региональной программе «Родники Дона»
стр 127-129
Чтение стихотворений В.А. Иванова
о
«Родимый край» (стр. 124-125)
Формировать
представление
казаках как
защитниках,
казачках как
хозяйках.
Первыми жителями Дона были казаки.
Они защитники своей земли, умелые и
бесстрашные воины
Покрова
Знакомство с
Участие в праздничном мероприятии (по
Пресвятой
Богородицы
церковным
праздником
сценарию)
Подготовка к выставке рисунков и
поделок «Покрова на Дону»
3
Верный друг
мой конь
Рисование/апплик
ация
4
Сундучок
донской
казачки
Формировать
представление
казачьем быте
Конь-верный друг казака. О нем пелись
песни и слагались пословицы.
Казаки с большой любовью и уважением
относились к коням. Кони бывают
разными.
Способствовать умению изображать
коней разных мастей
Знакомство внутренним устройством
куреня (экскурсия в мини-музей
«Казачья горница»)
Знакомство с кухонной утварью:
глиняная посуда, деревянные ложки,
самовар, кочерга и ухват
1
О
к
т
я
б
р
ь
2
Казаки на
Дону
1
В гостях у
тетушки
Аксиньи
Формировать
представление о
предметах
одежды казаков
2
Праздник
первых
штанов
Формировать
представление о
обычаях
воспитания
мальчика-казачка
Н
о
я
б
р
ь
Казачки - занималась обустройством
жилища, готовила пищу на печи,
изготавливала одежду, воспитывала
детей
Познакомить с предметами быта:
коромысло, стиральная доска, корыто
для стирки, угольный утюг.
Рассказать о одежде донских казаков. О
том, что казаки изготавливали себе
одежду, о стирке и глажке белья.
Аппликация/коллективная работа
«Казак и казачка»
У мальчиков воспитывались лучшие
мужские качества. Казачат приучали к
верховой езде, рукопашному бою,
стрельбе и рубке шашкой.
3
4
1
Воспитание в
семье
девочки
Формировать
представление о
обычаях
воспитания
девочки-казачки
Будущая казачка рано приучалась к
труду: уходу за детьми, животными,
уборке дома, приготовлению пищи и т.п.
Развивали у них женские качества.
Проведение сюжетно-ролевых
игр/инсценировок по теме
Встречаем
Знакомство с
Входя в дом, гость снимал шапку,
гостей
традициями
крестился, кланялся и приветствовал
встречи дорогих
хозяев. Его приглашали «откушать
гостей
хлеба-соли», сажали на почетное место и
угощали.
Знакомство с традиционными блюдами
казаков (с приглашением бабушкихозяйки или лепка из соленого
теста/пластилина)
Раздел «Краски и литература Тихого Дона»
День материказачки
(4.12)
Дать
представление о
роли материказачки
Мама- первое слово любого ребенка.
Казачка – это женщина, мать, труженица,
хранительница очага
Чтение стихотворения Е.Е. Евсеева
«Казачкам» (стр. 124)
Д
е
к
а
б
р
ь
Казачья колыбельная на стихи М.Ю.
Лермонтова
2
Дары
природы
Ценность
растительного
мира родного
края
Рассказать о богатстве родного края:
хлеб, овощи, фрукты.
Приобретение опыта рисования
«Хлебный колосок»
3
Донская
природа
Дать
представление о
природных
богатствах
родного края
Рассказать о богатствах природы: степи
и реки, поля и сады и т.д.
Рассматривание картин зимней природы
края
4
Городской и
сельский
пейзаж
Находить
различия
сельской
местности и
городской
Рассматривание иллюстраций по теме,
составление рассказа по картинке.
В деревне- рощи, поля,луга, сады, а в
городе парки и скверы.
Изображение улицы городы/села
2
Рождество
Христово
3
Произведе
ния Тихого
Дона
Я
н
в
а
р
ь
1
М
а
р
т
Просмотр мультфильма, участие в
развлечении (по сценарию)
Знакомство с колыбельными,
пословицами и поговорками.
Познакомить с потешным фольклоромдразнилки, скороговорки, небылицы.
Учить детей отвечать на вопросы по
содержанию произведений
4
Ф
е
в
р
а
л
ь
Дать
представление о
значении
праздника
Знакомство с
Донским
фольклором
2
Народные
гуляния
Развитие
Примерный сценарий См. Методическое
интереса к
обеспечение к региональной программе
народным играм,
«Родники Дона» стр 136-138 (возможно
песням
совместно с 2й мл. гр.)
Раздел «Архитектура моего дома»
Что такое
ДОМ?
Дать
представление о
слове «дом», его
составных частях
Какие
бывают
дома?
Формирование
представлений о
домах прошлого
Дом- это место, где ты живешь со своей
семьей.
Дома бывают многоэтажные и
одноэтажные. Дом состоит из
фундамента, стен, крыши, окон и дверей.
Знакомство с понятиями «архитектура» и
«архитектор»
Беседа с использованием
иллюстраций/презентации
Знакомство с понятием пещера, шалаш,
вигвам, юрта, изба.
3
Деревянная
архитектура
Знакомство с
деревянным
зодчеством
4
Каменная
архитектура
Знакомство со
строительством
из камня
1
Архитектура
родного края
Знакомство с
особенностями
дома казака
2
Масленица –
дорогая наша
гостьюшка
годовая
Знакомство с
народным
праздником
Основной строительный материал в
нашей стране-дерево. Рассказать о его
особенностях. Изба и терем- жилье
русского человека.
Обработка камня и строительство из
него.
Как изготавливают кирпич, его
свойства.
Постройки в городе и селе отличаются.
Главный город Ростовской области Ростов-на-Дону. В нем есть как новые,
так и старинные дома (использование
иллюстраций/презентации)
Пример развлечения См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 133-135
М
а
р
т
3
Архитектура
станицы
Формирование
представлений о
истории и
архитектуре
родной станицы
Рассказать о истории и
достопримечательностях станицы
Манычской
4
Птицы
прилетели
Весна-пора
прилета птиц
1
Что нам
строит дом
построить?
Учить
анализировать
сходные обьекты,
формировать
представления о
разных
постройках домов
22 марта – день прилета птиц (Сороксороков)
Чтение стихотворения Долинского
«Птички- странички» (стр. 102-104)
Найти различие между одноэтажным и
многоэтажным домом.
Конструирование домов из
строительного материала/бумаги
А
п
р
е
л
ь
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края»
2
Живет в
народе песня
Знакомство с
казачьими
песнями
Рассказать о основных сюжетах песен
донских казаков
Прослушивание музыкальных произведений
3
Звуки
народных
инструмен
тов
Дать
представление о
виде и звучании
народных
инструментов
Показать инструменты и дать услышать
звучание гармони/баяна, балалайки,
трещотки и т.д.
4
Шумовой
оркестр
Дать
представление о
виде и звучании
народных
инструментов
Формирование опыта использования
народного инструмента на выбранную
мелодию
1
Пасха
Христова
Дать
представление о
значении и
традициях
Беседа о празднике.
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
Подготовка выставки поделок и
праздника
рисунков
Дать
представление о
весне как поре
пробуждения
природы
Знакомство с изобразительными
произведениями по весенней тематике
Коллективная работа «Весенний луг»
М
а
й
2
Весна - пора
цветения
3
4
О животных
Дона
Диагностика
Летний
оздоровительныйпер
иод
Фольклор и
игры казаков
19 августаПреображе
ние Господне
Дать
представление о
животных
родного края
Познакомить с животным миром края, с
Красной книгой Ростовской области.
Определение
представлений
дошкольника о
культуре,
истории родного
края
Расширение
представлений о
разнообразии
народных
произведений,
разнообразии игр
Знакомство со
значением
праздника
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр. 235-238
Беседа с использованием презентации
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»
Педпроект «Яблочный Спас»
Подготовка выставки детско –
родительских работ
Р.М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Родники Дона»:
содержание и технологии развития дошкольников (на материале истории и
культуры Донского края):
Список произведений искусств, используемых в реализации содержания
программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста стр. 234-235
Развивающие педагогические технологии стр. 239-246
Месяц
Перспективный план ООД
в старшей группе по реализации программы «Родники Дона»
(3 год обучения)
Нед
еля
Тема
Цель
Знания
Раздел «Человек в истории Донского края»
С
е
н
т
я
б
р
ь
О
к
т
я
б
р
ь
1
Как у нас было Знакомство с
на Тихом Дону историческим
прошлым
родного края
Познакомить с археологическими
находками. Город-крепость Танаис.
2
Казакмолодец,
вольный
удалец
Знакомство с
историей
донского
казачества
Откуда пошли «казаки» - вольный народ.
Конь- верный друг казака
3
Казачьи
символы и
знаки
Знакомство с
символами
Ростовской
области и Войска
донского
Символы Ростовской области (герб, флаг,
гимн) и символы Войска Донского
частично схожи.
4
Казачий
курень,
донские
казачьи
традиции
Актуализация
знаний о
особенностях
построек казаков
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 138-141
1
Экскурсия в
казачью
горницу
Расширение
представлений о
быте казаков
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 141-145
2
Покрова
Пресвятой
Знакомство с
церковным
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
Богородицы
праздником
Подготовка к выставке рисунков и
поделок «Покрова на Дону»
3
Труд людей
родной земли
Расширение
знаний о
сельском
хозяйства
4
В гостях у
бабушки
Аксиньи
Разнообразие
знаний о
особенностях
казачьей кухни.
1
Казак
рождается
воином
Формировать у
дошкольников
интерес к
истории Войска
Донского
Основой экономической жизни
Ростовской области является сельское
хозяйство. Казаки издревле выращивали
зерновые культуры с помощью
специальных орудий труда (плуг, затем
трактора). Рассказать о животноводстве,
рыболовстве, виноградарстве как
традиционных занятиях казаков Дона.
Разнообразие старинной казачьей кухни
связаны обусловлено природными
богатствами Донского края.
Актуализировать знаний о внутреннем
убранстве казачьей кухни, значении
летних кухонь. Заготовка продуктов на
зиму
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 149-151
Раздел «Человек – созидатель культуры »
Н
о
я
б
р
ь
2
Преданья
старины
глубокой
Ознакомление с
историей и
спецификой
казачьего
фольклора
Рассказать о истории и специфике казачьего
фольклора, разнообразие жанров фольклора
и сюжетов песен.
Прослушивание и разучивание
музыкальных произведений
3
Здравствуй,
сказка
Тихого Дона!
Знакомство с
народными
волшебными
сказками
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники Дона»
стр. 69-88
4
Здравствуй,
сказка
Тихого Дона!
Театрализация
Постановка волшебной сказки (на выбор)
1
День материказачки
(4.12)
Дать
представление о
роли материказачки
Мама- первое слово любого ребенка.
Казачка – это женщина, мать, труженица,
хранительница очага
Праздничное
развлечение
приглашением мам и бабушек
Д
е
к
а
б
р
ь
Я
н
в
а
р
ь
2
Народные
казачьи
сказки
Театрализация
Постановка народных казачьих сказок о
животных (на выбор)
3
Сундучок
тетушки
Аксиньи
Расширение
знаний о
традиционной
одежде казака и
казачки.
Расширение словаря казачьих слов
(зипун, кафтан, кушак, черкеска).
Военная форма донского казака.
Особенности женской одежды.
4
Казаки
гуляют
Приобщение к
традиционным
национальным
ценностям
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр. 153-157
2
Рождество
Христово
Дать
представление о
значении
праздника
3
Посуда на
столе казака
Расширение
знаний о быте
донских казаков
4
Феномен
Семикаракор
ской
керамики
Знакомство с
декоративноприкладным
исскуством Дона
Семикаракор
ская посуда
Лепка
1
с
Участие в развлечении (по сценарию)
«Пришла коляда - отворяй ворота»
Примерный сценарий См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 159-162
Самая почетная посуда- солоница: соль
очень ценилась, хлебом-солью встречали
гостей.
Казаки пользовались глиняной посудой.
Плели посуду из лозы.
Мастер-класс по изготовлению посуды с
приглашением казака/казачки –
хранителя традиций
Современный донской промысел –
семикаракорский фаянс.
Освоение приемов работы с глиной
Ф
е
в
р
а
л
ь
М
а
р
т
2
Художники
Донского
края
Знакомство с
жизнью и
творчеством
живописцев Дона
Знакомство с
жизнью и
Знакомство с творчеством Н.Н.
Дубовского, И.И. Крылова
3
Гордость
Донской
земли
творчеством А.П.
Чехова
4
Композиторы
Донской
земли
Знакомство с
жизнью и
творчеством
Донских
композиторов
1
Кукольный
театр на
Дону
Чтение отрывка из рассказа «Каштанка»
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр 181-183, стр 90-92
Познакомить с понятием композитор и
консерватория. Творчество донских
композиторов Л.П. Клиничева, В.С.
Ходоша (преподаватели Ростовской
государственной консерватории имени
С.Рохманинова)
Кукольный театр в г. Ростове-на Дону.
Театральная постановка (на выбор)
2
Архитектор –
создатель
поэзии в
камне
Формирование
представлений о
профессии
архитектора
Архитектор- это фантазер, создающий
дома и здания. Главные средства
выразительности- форма и объем
3
Городкрепость
Старочер
касск
Знакомство с
первой столицей
донского
казачества
История и достопримечательности
города-крепости.
Беседа с использованием презентации
4
Город
Новочер
касск
Современная
столица Войска
Донского
История и достопримечательности
города-крепости.
Беседа с использованием презентации
1
Город
Таганрог
Знакомство с
портовым
городом
Таганрог – порт 5 морей. Знакомство с
памятниками архитектуры города.
Город – родина для многих знаменитых
людей (А.П. Чехов, Ф.Раневская)
Беседа с использованием презентации
Знакомство с биографией и творчеством
писателя, рожденном в городе Таганрог.
Знакомство с
историей
кукольного
театра
Раздел «Человек в пространстве Донского края»
А
п
р
е
л
ь
2
Наша родная
станица
Актуализация
знаний о
Багаевском
районе и станице
Манычской
3
Памятники
Познакомить со
Донская земля богата памятниками
донской
казачьей
старины
скульптурой как
одним из видов
искусства
Памятники
героям Дона
Знакомство со
знаменитыми
памятниками
Ростовской
области
скифской культуры (древние городища)
Знакомство с понятиями «скульптура» и
«скульптор».Знакомство с памятниками
атаманам Ермаку (г. Новочеркасск) и
Степану Разину (г.Ростов-на-Дону),
первому императору Российской империи –
Петру 1 (г. Таганрог)
Рассказать о подвигах защитников отчества
и посвященных им памятникам: памятники
героям Гражданской и Великой
Отечественной войны.
4
Рассказать об истории образования района и
станицы Манычской.
Конструирование из бумаги «Наша улица
родная»
Раздел «Праздники- события в жизни людей»
1
Пасха
Христова
Дать
представление о
значении и
традициях
праздника
Педпроект «Пасхальный звон»
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
Подготовка выставки поделок и
рисунков
2
Народный
праздник
Христианские
праздники на
Дону тесно
связаны с
народными
Актуализировать знания о основных
христианских праздниках на Дону:
Рождество Христово, Пасха Христова,
Преображение Господне, Покрова
Пресвятой Богородицы. Вспомнить
особенности подготовки и традиции
празднования.
3
Увеселения,
игры, забавы
казаков
Дать
представления о
досуге казаков
Увеселения, игры, забавы казаков как
особые формы передачи социального и
культурного опыта новым поколениям.
См.
Методическое
обеспечение
к
региональной программе «Родники Дона»
стр 202-238
М
а
й
Диагностика
4
Летний оздоровительный период
Фольклор и
игры казаков
Зеленые
святкиТроица
19 августаПреображе
ние Господне
Определение
представлений
дошкольника о
культуре,
истории родного
края
Расширение
представлений о
разнообразии
народных
произведений,
разнообразии игр
Знакомство со
значением
праздника,
народными
традициями
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр. 285-290
Знакомство со
значением
праздника,
народными
традициями
Педпроект «Яблочный, медовый,
ореховый Спасы»
Подготовка выставки детско –
родительских работ
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 162-163
Р.М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Родники Дона»:
содержание и технологии развития дошкольников (на материале истории и
культуры Донского края):
Список произведений искусств, используемых в реализации содержания
программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста стр. 282-284
Развивающие педагогические технологии стр. 290-304
Мес яц
Перспективный план ООД
в подготовительной группе по реализации программы
«Родники Дона» (4 годобучения)
Нед
еля
Тема
Цель
Знания
Раздел «Человек в истории Донского края»
1
Как у нас было Знакомство с
на Тихом Дону историческим
прошлым
родного края
С
е
н
т
я
б
р
ь
Знакомство с
историей
донского
казачества
Познакомить с археологическими
находками.
Легенда об амазонках
«Азовский оборонительный комплекс- на
защите Донских рубежей»
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 178-181
2
Казакмолодец,
вольный
удалец
Откуда пошли «казаки» - вольный народ.
Знакомство с оружием казаков.
3
Флаги-знамена Знакомство с
флагами России,
Ростовской
области,
Всевеликого
войска Донского
Происхождение знамен (флагов), их
символическое значение
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 163-165
3
Казачьи
символы и
знаки
Знакомство с
символами
казаков и их
заповедями
Символы Ростовской области (герб, гимн)
и символы Войска Донского
частично
схожи.
Самое большое богатство края- его народ.
Значение заповедей казака как основы
жизни.
1
Край, в
котором ты
живешь
Развитие
способности
понимать
ценность жизни
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной
программе
«Родники Дона» стр 165-168
2
Покрова
Пресвятой
Богородицы
Знакомство с
церковным
праздником
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
Подготовка к выставке рисунков и
поделок «Покрова на Дону»
Н
о
я
б
р
ь
3
Как у нас-то
было на
Тихом Дону
4
На казачьем
кругу
1
Казак
рождается
воином
2
Атаманы –
легендарные
личности
Дона
3
Преданья
старины
глубокой
4
Сказки
Тихого Дона!
Формирование
предствалений о
ценности
человека в
истории
Донского
казачества
Дать
представление о
войсковом круге
как традиции
самоуправления
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 168-174
Актуализация
знаний об
особенностях
воспитания казака.
Казачьи традиции воспитания мальчикаказака
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 174-175
Формирование
гордости за
знаменитых
земляков
Чудеса храбрости и мужества,
проявленные на войне донскими
лидерами-атаманами И.М.
Краснощековым, М.И. Платовым
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 175-178
Раздел «Человек – созидатель культуры »
Ознакомление с
историей и
спецификой
Рассказать о истории и специфике казачьего
фольклора, разнообразие жанров фольклора
и сюжетов песен.
казачьего
фольклора
Прослушивание и разучивание
музыкальных произведений
Знакомство со
сказками П.
Лебеденко
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники Дона»
стр. 39-68
1
День материказачки
(4.12)
Дать
представление о
роли материказачки
Мама- первое слово любого ребенка.
Казачка – это женщина, мать, труженица,
хранительница очага
Праздничное
развлечение
приглашением мам и бабушек
Д
е
к
а
б
р
ь
с
2
Народные
казачьи
сказки
Театрализация
Постановка народных казачьих сказок
(на выбор)
3
Сундучок
тетушки
Аксиньи
Расширение
знаний о
традиционной
одежде и обуви
казака и казачки.
Повседневная и военная форма донского
казака.
Особенности повседневной и
праздничной женской одежды.
4
Казачий
курень
Актуализация
знаний о куренях
– жилищах
донских казаков
Аппликация «Казачий курень»
2
Рождество
Христово
Дать
представление о
значении
праздника
3
Посуда на
столе казака
Расширение
знаний о быте
донских казаков
Я
н
в
а
р
ь
4
1
Семикаракор
ская посуда
Знакомство с
декоративноприкладным
исскуством Дона
Земля,
щедрая на
таланты
Развитие
ценностносмыслового
отношения к
донской культуре
Участие в развлечении (по сценарию)
«Пришла коляда - отворяй ворота»
Примерный сценарий См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 159-162
Казаки пользовались деревянной,
глиняной посудой. Плели посуду из
лозы. О металлической посуде.
Мастер-класс по изготовлению посуды с
приглашением казака/казачки –
хранителя традиций
Современный донской промысел –
семикаракорский фаянс.
Примерный сценарий См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 183-184
Примерный сценарий См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 184-186
Ф
е
в
р
а
л
ь
2
Художники
Донского
края
3
Гордость
Донской
земли
Знакомство с
жизнью и
творчеством
живописцев Дона
Знакомство с
жизнью и
творчеством
Шолохова М.А.
Знакомство с творчеством М.Б. Грекова,
М.С. Сарьяна
Знакомство с биографией и творчеством
писателя.
Чтение рассказа «Жеребенок»,
«Нахалёнок»
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр 92-99
Познакомить с понятием композитор и
консерватория. Творчество донских
композиторов А.И. Кусякова, Г. Н.
Гонтаренко, И. Шишова
4
Композиторы
Донской
земли
Знакомство с
жизнью и
творчеством
Донских
композиторов
1
Музыкальная
гостиная
Приобщение к
культуре
Донского края
Пример сценария См. Методическое
обеспечение
к региональной программе
«Родники Дона» стр 151-153
2
Театр на
Дону
Знакомство с
понятием
народного и
кукольного
театра
Народный театр- любимое зрелище
донских
казаков.
Познакомить
с
излюбленными образами и жанрами.
Кукольный театр на Дону. Современные
театры г. Ростова-на-Дону
Пример сценария См. Методическое
обеспечение
к региональной программе
«Родники Дона» стр 197-200
Раздел «Человек в пространстве Донского края»
3
Архитектора
и скульптора
4
Архитектура
г. Ростована-Дону
Актуализация
знаний об
особенностях
архитектуры и
скульптуры
родного края
Знакомство со
столицей
Донского края
Архитектура и скульптура как виды
исскуства. Главные средства
выразительности
История и достопримечательности
Ростова-батюшки
Беседа с использованием презентации
1
Памятники
выдающимся
людям
Ознакомление с
памятниками,
украшающими
родной край
Знакомство с памятниками выдающихся
людей, посещавших Донской край
Беседа с использованием презентации
2
Человек –
созидатель и
человек-
Привить чувство
ответственностиз
а свои поступки
Человек может создавать и разрушать.
Большой урон приносит экологическая
обстановка.
М
а
разрушитель
р
т
3
4
Архитектура
родной
станицы
Памятники
героям Дона
Актуализация
знаний о станице
Манычской
Знакомство со
знаменитыми
памятниками
Ростовской
области
Перемены в истории так же влияют на
памятники прошлого (на примере церкви
Св. Великомученницы Параскевы
Пятницы в ст. Манычской)
Экскурсия по центру станицы Манычской.
Рисование «Наша родная станица»
Рассказать о подвигах защитников отчества
и посвященных им памятникам: памятники
героям Гражданской и Великой
Отечественной войны.
Раздел «Праздники- события в жизни людей»
1
Пасха
Христова
Дать
представление о
значении и
традициях
праздника
Педпроект «Пасха Христова»
Участие в праздничном мероприятии (по
сценарию)
Подготовка выставки поделок и
рисунков
2
Народный
праздник
Христианские
праздники на
Дону тесно
связаны с
народными
Актуализировать знания о основных
христианских праздниках на Дону:
Рождество Христово, Сорок Сороков,
Пасха Христова, Троица, Преображение
Господне, Покрова Пресвятой
Богородицы. Вспомнить особенности
подготовки и традиции празднования.
Рисование на тему «Народный праздник»
3
Играй и пой,
казачий Дон
Приобщение к
истокам донской
культуры
Увеселения, игры, забавы казаков как
особые формы передачи социального и
культурного опыта новым поколениям.
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 194-197
М
а
й
Диагностика
4
Летний оздоровительный период
Фольклор и
игры казаков
Зеленые
святкиТроица
19 августаПреображе
ние Господне
Определение
представлений
дошкольника о
культуре,
истории родного
края
Расширение
представлений о
разнообразии
народных
произведений,
разнообразии игр
Знакомство со
значением
праздника,
народными
традициями
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона» стр. 285-290
Знакомство со
значением
праздника,
народными
традициями
Педпроект «Яблочный, медовый,
ореховый Спасы»
Подготовка выставки детско –
родительских работ
См. Методическое обеспечение к
региональной программе «Родники
Дона»
Пример сценария См. Методическое
обеспечение к региональной программе
«Родники Дона» стр 162-163
Р.М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Родники Дона»:
содержание и технологии развития дошкольников (на материале истории и
культуры Донского края):
Список произведений искусств, используемых в реализации содержания
программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста стр. 282-284
Развивающие педагогические технологии стр. 290-304
3.1. Описание развивающей предметно-пространственной среды
Среда в группе детского сада– это поле деятельности, образ жизни, передача
опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и
насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска способов познания,
что стимулирует исследовательскую деятельность. Среда изменчива,
динамична. Элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра входят
в дизайн интерьера группы.
В раздевальной комнате организована выставка детского творчества
(рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого
ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для
них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных
пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со
своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не
мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой,
рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игрыдраматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно
определить содержание деятельности, наметить план действий распределять
свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные
предметы и игрушки.
Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды
тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.
Принцип активности располагает использовать активный фон в
горизонтальных плоскостях: воздушный змей, птицы на потолке для гимнастики
глаз и вертикальных плоскостях: познавательная стена.
Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в
обеспечении изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению
равноценными по значению игрушками.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду
необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех
педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием
развития ребенка. Педагоги нашего детского сада в свободное
время рисуют, шьют,
вяжут, придумывают
интересные
игры,
нестандартное оборудование для групп.
Целенаправленно
организованная
развивающая
предметно
–
пространственная среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном
развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста.
Средства обучения и воспитания по программе «Родники Дона»
младшая
группа
Ценностно-смысловое
развитие дошкольников
(на материале истории и
культуры Донского
края), Р.М. Чумичева,
О.Л. Ведмедь, Н.А.
Платохина., Ростов-наДону
Картотека подвижных игр донских казаков.
Картотека подвижных игр и забав (Игры наших
прабабушек и прадедушек).
Картотека «Русские народные игры для малышей».
Средняя
группа
Методическое
обеспечение к
регионально. программе
«Родники Дона».ЮФУ
2017г 2 книги.
.
С. Вохринцева Национальные костюмы народов
России, Изд. Страна Фантазий.
Расскажите детям о достопримечательностях
Москвы, Мозайка-Ситнез.
Альбом На казаке и рогожа пригожа (знакомство с
казачий костюмом) Изд Цветной мир. Агуреева Т.И
Донские казачьи сказки ООО КОССС
Дон Помнит героев Изд Книжный дом.
П. Лебеденко Сказки тихого Дона. Изд Книжный до
Казаки, традиции, обычаи, культура. А.П.
КашкаровИзд Феникс
В. Нагорный Страницы Истории станицы
Манычской. Изд Комплекс плюс
Г. Астапенко Быт, обычай, обряды и праздники
Донских казаков.
Борис Алмазов Христово воинство, Казачьи
сказки.издРостовкнига
Степные загадки Степаненко Л.Г. ООО «Багир»
Н.Волкова О чем молчат башни кремля Изд Фома
2013
Е.К. Ривина Герб и Флаг России издАркти
Картотека Казачих игр
Папка Материал по донскому казачеству.
Папка Донские казачьи песни
Папка Гербы Городов Ростовской области
Папка Достопримечательности города Азова
Папка Лекарственные растения
Папка Вечер казачих игр Ярмарка
Папка Архитектура Нашей станицы
Папка Жители Ростовского зоопарка
Папка Рыбы Донского края
Папка животный мир Донского края
Папка Семикаракорский фарфор
Папка донские казачьи атаманы
Папка заповеди казаков
папка
Чумачева Р.М. Путешествие в историю м культуру
Донского края ООО Синтез Технологий»
Папка Донские традиции.
Г. Шалаева Большая книга Российских праздников
изд. Эксмо
Старшаяподготовител
ельная группа
Родники
Дона.Р.М.Чумичева,
О.Л. Ведмедь, Н.А.
Латохина) 2017 год
«Там где Маныч
встречается Доном»
В.Нагорный.
Введение в донскую
историю. В.А.
Симоненко
Энциклопедия детского
фольклора. Н. Астахова
Мир в картинках. «На казаке и рогожа пригожа»
Д.И. «Одень Казака Григория и казачку Аксинью»
Д.И «Народные казачьи костюмы»
Д.И «Укрась Семикаракорскую посуду».
Мир в картинках. «Как наши предки шили одежду»
Мир в картинках «Как наши предки открывали
мир».
Мини-музей «Казачья горница»
РАЗДЕЛ: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№
1
Наименование
мероприятия
Родительское
собрание:
2
Семинарпрактикум,
конкурс
3
Выставка поделок
из природного и
бросового
материала к
празднику: «
Покровские
Содержание
Цель: Формирование нравственнопатриотических качеств личности у
детей дошкольного возраста через
изучение культуры и традиций
Донских казаков.
«Региональный компонент в работе
с детьми дошкольного возраста».
Мастер-класс для родителей: «
Совместная театрализованная
деятельность взрослых и детей:
«Как на Тихом Дону вечера
хороши»
Воспитание эмоционально –
положительного отношения к
малой родине, где ребенок родился
и живет: к родному дому (семье),
улице, станице , краю.
Создание семейного древа,
семейного герба (совместная работа
с ребенком)
Формирование у дошкольников
интереса к образцам казачьего
декоративно – прикладного
искусства, художественным
промыслам.
Мастер-классы народных умельцев
Срок
проведения
Ноябрь
Ответственн
ый
Заведующий.
Старший
воспитатель
октябрь
Воспитатели,
старший
воспитатель
Октябрь
Педагоги,
родители
посиделки»
станицы
4
Консультация:
«Бабушкиныдедушкины
внуки»
Ноябрь
Педагоги,
родители
5
Работа с
социумом.
Участие в
престольном
празднике
станицы.
Выступление
казачат на
концерте в СДК
Совместное
развлечение :
«День материказачки»
Особенности воспитания детей в
казачьей семье. Семейные
традиции.
Создание по группам семейных
альбомов
Певческая и хореографическая
деятельность детей: « Я песней Дон
прославлю»
Разучивание казачьих песен,
танцев и стихов о родном крае.
Ноябрь
Педагоги
Казачьи посиделки с участием
детей, родителей воспитанников
декабрь
Родители,
педагоги
Знакомство с народным
фольклором и колоритом народного
праздника.
Создание документации о минимузее, паспорта Мини-музея,
пополнение реквизитов
Мастер-класс от ведущих
педагогов: « Играем в историю»
Январь
Родители,
педагоги
Январь
Администрац
ия
ДОУ,
педколлектив
Совместный просмотр презентации
о природе и архитектуре Донского
края.
Использование персонажа-героя в
мероприятии
Презентация авторских альбомов:
«Степь ковыльная»
«Батюшка Дон- Иванович»
« Бравый атаман»
Февраль-март
Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги
,
родители
«Казачья воинская слава»развлечение с элементами
спортивного соревнования
февраль
6
7
8
9
10
Помощь
родителей в
пополнении
реквизитов в
мини-музее:
«Казачий курень»
Рождественское
развлечение с
чаепитием с
приглашением
семей
воспитанников
Конкурс
сотворчества
детей и родителей
« Рождественская
Звезда»
Видеопутешествиеразвлечение с
дедом Щукарём и
бабушкой
Аксиньей :
«Природа,
история,
архитектура
родного края»
Утренник,
посвященный
Дню Защитника
Театрализация : «Рождество на
Дону»
Совместное чаепитие
Круглый стол: «Задай вопрос
священнику»
Выставка совместных рисунков и
поделок: «Рождественская звезда»
педколлектив
Отечества» с
участием пап и
дедушек
Выставка рисунков : « Мой папасолдат»
11
День открытых
дверей для
родителей
12
Экологическая
акция: «Чтобы
деревья были
большими»
С участием
родителей и детей
Смотр-конкурс:
«Аксиньюшкин
огород на
окошке» с
участием
родителей
воспитанников
Развлечение
духовнонравственного
направления:
«Пасха Христова»
с участием
родителей
Папки-передвижки: «Игры наших
предков»
Мастер-класс: « Как за Доном, за
рекой, казаки играют»
Консультация: «Народные игры,
как средство духовнонравственного и физического
воспитания детского дошкольного
возраста»
Посадка деревьев и кустарников
на участке, разбивка клумб.
13
14
15
16
Консультация для
родителей : Что
представляет
собой
национальнорегиональный
компонент в
ДОУ
Педпроект. Итоги
Март
Воспитатели
Апрель
Воспитатели,
родители
Трудовое воспитание
дошкольников. Высадка семян
различных овощных культур,
цветов для клумб, творческий
подход к оформлению огорода.
апрель
Воспитатели,
родители
Театрализация Пасхального
праздника.
Выставка сотворчества взрослых и
детей :«Яйцо-символ жизни на
земле»
Педагогический проект:
«Пасхальное яичко»
Апрель
Региональный компонент в
соответствии с ФГОС ДО.
Основные цели и задачи
образовательной программы ДОУ
по данной проблеме.
Результаты теста: «Семья глазами
наших детей»
Результаты проектной
деятельности педагогов по
реализации регионального
компонента. Итоговые презентации.
Педколлекти
в
май
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели
Май
старший
воспитатель,
воспитатели
V. Список литературы.
1. Чумичева
Р.М.,
Ведмедь
О.Л.,
Платохина
Н.А.,
Черноиванова
Н.Е.
Доноведение для дошкольников. Учебно- методическое пособие. Ростиздат
Ростов-на-Дону 2011.
2. Агуреева Т.И., Баландина Л.А., Цветкова Т.Ю. «Казачий костюм». Учебно-
методическое пособие под редакцией Лыковой И.А., Сундуковой А.Х.
Издательской дом «Цветной мир» Москва 2011.
3. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Путешествие в историю
и культуру Донского края. Синтез технологий.Ростов – на – Дону 2007.
4. Клевцова И.С., Корчаловская Н.В. Патриотическое воспитание в детском
саду. Ростов – на – Дону 2005.
5. Лукьяненко В.Н. Методическое обеспечение процесса приобщения детей
к народной культуре. Таганрог 2002.
6. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностно-смысловое
развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского
края). Чась 1. Ростов-на-Дону 2005.
7. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое
обеспечение к региональной программе «Родники Дона». Часть
2. Ростов-на-Дону 2005.
8. Лукьяненко В.Н. Мир народной культуры в детском творчестве. Ростов-на-
Дону 2006.
9. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края 1920-2006. Ростов-на-
Дону 2007.
10. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ребёнок в пространстве
города Ростова-на-Дону. Ростов – на – Дону 2004.
11. Сундукова А.Х. Солнечная керамика. Альбом для детского народного
творчества. Издательский дом «Каприз».