Программа воспитания ФОП ДО

Содержание

2.8. Рабочая программа воспитания
2.8.1.Целевой раздел Рабочей программы воспитания ............................................................................. 3
2.8.2. Целевые ориентиры Рабочей программы воспитания ...................................................................... 8
2.8.3. Содержательный раздел ПВ. Уклад образовательной организации ..............................................10
2.8.4. Воспитывающая среда образовательной организации ................................................................... 18
2.8.5.Общности образовательной организации: педагог - дети, родители (законные представители) ребёнок (дети), педагог - родители (законные представители) ............................................................... 22
2.8.6.Формы совместной деятельности в образовательной организации ................................................ 25
2.8.7. Календарный план воспитательной работы… ............................................................................... 28
2.8.8.Организация предметно-пространственной среды .......................................................................... 31
2.8.9. Организационный раздел ПВ. Кадровое обеспечение................................................................... 32
2.8.10.Нормативно-методическое обеспечение ....................................................................................... 33

2

2.1. Рабочая программа воспитания
В содержательный раздел Образовательной программы ДОО входит рабочая программа воспитания ДОО, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
2.8.1.

Целевой раздел Рабочей программы воспитания
Цель воспитания

Задачи воспитания

Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка
с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной
социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
1)
формирование
первоначальных
представлений
о традиционных ценностях российского народа, социально
приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения
в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе
нормами и правилами.

1) Содействовать развитию личности, основанному на принятых
в обществе представлениях о добре и зле, должном
и недопустимом;
Способствовать становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке
личности поступать согласно своей совести;
Создавать условия для развития и реализации личностного
потенциала
ребёнка,
его
готовности
к
творческому
самовыражению
и
саморазвитию,
самовоспитанию;
4) Осуществлять поддержку позитивной социализации
ребёнка посредством проектирования и принятия уклада,
воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и воспитательными задачами, реализуемыми
в рамках образовательных областей
Направления
Цель
Задачи
Задачи образовательных
Образовательные
воспитания и
областей
области
базовые
ценности
Патриотическое
Формирование у ребёнка Формировать «патриотизм
Воспитывать ценностное
Социальнонаправление
личностной позиции
наследника», испытывающего
отношения к культурному
коммуникативное
воспитания
наследника традиций и
чувство гордости за наследие
наследию своего народа, к
развитие
В основе лежат
культуры, защитника
своих предков (предполагает
нравственным и культурным
Отечества и творца
приобщение детей к истории,
традициям России
ценности:

3

«Родина» и
«Природа»

(созидателя),
ответственного за
будущее своей страны

культуре и традициям нашего
народа: отношение к труду,
семье, стране и вере)
Формировать «патриотизм
защитника», стремящегося
сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей
готовности преодолевать
трудности ради своей семьи,
малой родины)
Воспитывать «патриотизм
созидателя и творца»,
устремленного в будущее,
уверенного в благополучии и
процветании своей Родины
(предполагает конкретные
каждодневные дела,
направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка,
опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего
своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом)
ДуховноФормирование
Развивать ценностносмысловую
нравственное
способности к
сферу дошкольников на основе
направление
духовному развитию,
творческого взаимодействия в
воспитания
нравственному
детско- взрослой общности
В основе лежат
самосовершенствованию, Способствовать освоению
ценности
индивидуальносоциокультурного опыта в его
«Жизнь»,«Добро», ответственному
культурно-историческом и
«Милосердие»
поведению
личностном аспектах

4

Приобщать к отечественным
традициям и праздникам, к
истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию
народов России. Воспитывать
уважительное отношение к
государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
Приобщать к традициям и
великому культурному наследию
российского народа

Познавательное
развитие

Воспитывать любовь к своей
семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране
Воспитывать уважительное
отношение к ровесникам,
родителям (законным
представителям), соседям, другим
людям вне зависимости от их
этнической принадлежности
Воспитывать социальные чувства
и навыки: способность к
сопереживанию, общительность,

Социальнокоммуникативное
развитие

Художественноэстетическое
развитие

Социальное
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
«Человек»,
«Семья»,
«Дружба»,
«Сотрудничество»

Формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому
человеку, развитие
дружелюбия, умения
находить общий язык с
другими людьми

Способствовать освоению
детьми моральных ценностей
Формировать у детей
нравственные качества и
идеалов
Воспитывать стремление жить в
соответствии с моральными
принципами и нормами и
воплощать их в своем
поведении. Воспитывать
уважение к другим людям, к
законам человеческого
общества.
Способствовать накоплению у
детей опыта социальноответственного поведения

5

дружелюбие
Формировать навыки
сотрудничества, умения соблюдать
правила, активной личностной
позиции
Создавать условия для
возникновения у ребёнка
нравственного, социально
значимого поступка, приобретения
ребёнком опыта милосердия и
заботы;
Воспитывать отношение к
родному языку как ценности,
развивать умение чувствовать
красоту языка, стремление
говорить красиво (на правильном,
богатом, образном языке).
Содействовать становлению
целостной картины мира,
основанной на представлениях о
добре и зле, прекрасном и
безобразном, правдивом и ложном
Воспитывать уважения к людям –
представителям разных народов
России независимо от их
этнической принадлежности;
Способствовать овладению детьми
формами речевого этикета,
отражающими принятые в
обществе правила и нормы
культурного поведения
Создавать условия для выявления,
развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности,

Речевое развитие

Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Развивать нравственные
представления, формировать
навыки культурного поведения

Познавательное
В основе лежит
ценность
«Познание»

Физическое и
оздоровительное
В основе лежат
ценности
«Здоровье»,
«Жизнь»

Формирование
ценности познания

Формирование
ценностного отношения
детей к здоровому образу
жизни, овладение
элементарными
гигиеническими
навыками и правилами
безопасности

Воспитывать у ребёнка
стремление к истине,
способствовать становлению
целостной картины мира, в
которой интегрировано
ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности
человека

Способствовать становлению
осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности
Воспитывать отношение
здоровью как совокупности
физического, духовного и
социального благополучия
человека

6

Поддерживать готовности детей к
творческой самореализации и
сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми)
Воспитывать активность,
самостоятельность, уверенности в
своих силах, развивать
нравственные и волевые качества
Воспитывать отношение к знанию
как ценности, понимание значения
образования для человека,
общества, страны
Воспитывать уважительное,
бережное и ответственное
отношения к природе родного
края, родной страны
Способствовать приобретению
первого опыта действий по
сохранению природы.
Формировать целостную картину
мира на основе интеграции
интеллектуального и
эмоционально-образного способов
его освоения детьми
Развивать навыки здорового образа
жизни
Формировать у детей
возрастосообразных
представлений о жизни, здоровье и
физической культуре
Способствовать становлению
эмоционально-ценностного
отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим
упражнениям, подвижным играм,

Физическое
развитие
Познавательное
развитие

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

Трудовое
В основе лежит
ценность «Труд»

Формирование
ценностного отношения
детей к труду,
трудолюбию и
приобщение ребёнка к
труду

Поддерживать привычку к
трудовому усилию, к
доступному напряжению
физических, умственных и
нравственных сил для решения
трудовой задачи;
Воспитывать стремление
приносить пользу людям

Эстетическое
В основе лежат
ценности
«Культура» и
«Красота»

Становление у
детей ценностного
отношения к красоте

Воспитывать любовь к
прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях,
развивать у детей желание и
умение творить

7

закаливанию организма, к
овладению гигиеническим нормам
и правилами
Поддерживать трудовое усилие,
формировать привычку к
доступному дошкольнику
напряжению физических,
умственных и нравственных сил
для решения трудовой задачи
Формировать способность
бережно и уважительно относиться
к результатам своего труда и труда
других людей.
Воспитывать эстетические чувства
(удивление, радость, восхищение,
любовь) к различным объектам и
явлениям окружающего мира
(природного, бытового,
социокультурного), к
произведениям разных видов,
жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными
особенностями)
Приобщать к традициям и
великому культурному наследию
российского народа, шедеврам
мировой художественной
культуры с целью раскрытия
ценностей «Красота», «Природа»,
«Культура»
Способствовать становлению
эстетического, эмоциональноценностного отношения к
окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и

Социальнокоммуникативное
развитие

Художественноэстетическое
развитие

внутреннего мира ребёнка
Формировать целостную картину
мира на основе интеграции
интеллектуального и
эмоционально-образного способов
его освоения детьми
Создавать условия для выявления,
развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности
Поддерживать готовность детей к
творческой самореализации
2.8.2. Целевые ориентиры воспитания.

1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
2.8.2.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста ( к 3-м годам)
Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры в раннем возрасте

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Способный понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо". Проявляющий сочувствие, доброту.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к
самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.
8

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и
деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать
старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое).

Эстетическое

Культура и
Красота

Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения ООП ДО
Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе,
к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу;

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.
9

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия
физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о
некоторых видах спорта и активного отдыха.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности

Эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
Содержательный раздел рабочей программы воспитания
Уклад МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко»

Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко», определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: заведующего, воспитателей и
специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного
окружения МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко».
Основные характеристики
уклада ДОО
Цель и смысл деятельности
МБДОУ,
её миссия

Содержание
Создавать современные условия для образования детей дошкольного возраста. Миссия МБДОУ
определена с учетом интересов воспитанников и их родителей, сотрудников, социальных партнеров.
Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их
успешного обучения в школе.
Администрация образовательного учреждения отвечает за разработку нормативно-правовых актов. Сотрудники
учреждения, через работу Общего собрания образовательного учреждения, Педагогического Совета участвуют
в обсуждении и принятии. Родители (законные представители) высказывают своё мотивированное мнение через
работу в Совете родителей МБДОУ.
10

Педагогический коллектив разрабатывает и проектирует образовательную программу дошкольного образования
и рабочую программу воспитания.
Родители (законные представители) принимают участие в проектировании части, формируемой участниками
образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования и рабочей программы
воспитания.
Педагогические кадры обеспечивают своевременное повышение квалификации или переподготовки по
необходимости; прохождение аттестации в соответствии со сроками
При поступлении в образовательное учреждение между родителями (законными представителями) и МБДОУ
заключается договор.
Проектирование совместных проектов с организациями-партнёрами.

Принципы жизни и
воспитания в МБДОУ

Принципы жизни и воспитания строятся в соответствии с локальными нормативными актами МБДОУ
«Детский сад № 43 «Солнышко» и законодательством РФ:
 Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
 Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом дошкольного образования
 Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
 Принцип поддержки самостоятельности и инициативы детей в различных видах деятельности.

Образ ДОО, её особенности,
символика, внешний имидж

Имидж МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» - учреждение с многолетней историей, и в тоже время
современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие
традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему, хорошая
репутация, скорость на изменения запросов родителей, инновационный престиж образовательных
программ, высокий рейтинг среди населения.
Имидж педагога - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании
воспитанников, коллег, социального окружения, главный человек (в отсутствие родителей) отвечающий за
здоровье ребенка и его полноценное развитие.
Имидж выпускника – современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий
назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.
Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные
модели в семье и в детском саду.
Поэтому основной задачей воспитания и образования в нашем учреждении становится сохранение
(возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в
11

решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет
собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Именно «здесь и сейчас»
закладываются основы личности Человека будущего.
Отношения к
воспитанникам, их родителям
(законным представителям),
сотрудникам и партнерам
МБДОУ
Ключевые правила МБДОУ




сотрудничество с семьей.
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Ключевые правила МБДОУ
 регулярная зарядка для детей в группе»;
 прием воспитанников, впервые поступающих в дошкольное МБДОУ, осуществляется на
основании медицинского заключения;

12

 родители (законные представители) обязаны приводить ребенка в организацию здоровым и
информировать воспитателей о каких-либо изменениях, произошедших в его состоянии здоровья
дома;
 ежедневный утренний прием воспитанников (утренний фильтр) проводится воспитателями,
которые должны опрашивать родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей, а
также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие дети, а также дети с подозрением на
наличие инфекционного заболевания к посещению детского сада не допускаются;
 после перенесенного заболевания, детей принимают в ДОО только при наличии справки с
указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными
больными.
Категорически запрещается приносить в детский сад:
 острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.д.);
 продукты питания для угощения воспитанников;
 какие - либо лекарства, витамины, самостоятельно принимать ребенку лекарственные средства.
Если у ребёнка есть аллергия или другие особенности здоровья и развития, то родители (законные
представители) должны поставить в известность воспитателя и предоставить соответствующее
медицинское заключение.
Правила для семьи:
 Родители (законные представители) воспитанников должны знать о том, что своевременный приход
в МБДОУ - необходимое условие качественной и правильной организации воспитательно образовательной деятельности.
 Родители (законные представители) обязаны лично передать воспитанника в руки воспитателю
группы и забирать ребенка лично.
 Нельзя забирать ребенка из детского сада, не поставив в известность воспитателя группы, а также
поручать это детям, подросткам в возрасте до 18 лет, лицам в нетрезвом состоянии, наркотическом
опьянении.
 Родители (законные представители) обязаны забрать своего ребенка не позднее 17.30. В случае
неожиданной задержки, родитель (законный представитель) должен незамедлительно связаться с
воспитателем группы.
 Если родитель не может лично забрать ребенка из МБДОУ, то требуется заранее оповестить об
этом администрацию МБДОУ и сообщить, кто будет забирать из числа тех лиц, на которых
представлено личное заявление родителя (законного представителя) и составлена довереность.
Правила по организации режима дня и образовательной деятельности воспитанника:
13

 Основу режима МБДОУ составляет установленный распорядок непосредственно
образовательной деятельности, прогулок, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных
процедур, сна и бодрствования и самостоятельной деятельности воспитанников.
 Режим МБДОУ скорректирован с учетом работы с контингентом воспитанников и их
индивидуальныхособенностей, климата и времени года в соответствии с действующим СанПиНом.
 Режим обязателен для соблюдения всеми участниками образовательной деятельности. При
организации режима пребывания воспитанников в МБДОУ недопустимо использовать
занятия в качестве преобладающей формы организации обучения.
 В течение дня предусмотрено сбалансированное чередование специально организованных занятий,
нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Не допускать
напряженности, «поторапливания» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких –
либо заданий.
Права воспитанников МБДОУ:
МБДОУ реализует право воспитанников на образование, гарантированное государством.
Воспитанники, посещающие МБДОУ, имеют право на:
 уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического, психологического
насилия, от оскорбления личности;
 охрану жизни и здоровья воспитанника;
 свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
 предоставление условий для разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей;
 своевременное прохождение комплексного психолого-медикопедагогического обследования в
целях выявления и ранней диагностики в развитии и (или) состояний декомпенсации особенностей
в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
 получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в МБДОУ в
соответствии собразовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья воспитанников;
 перевод для получения дошкольного образования в форме семейного образования;
 развитие творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, смотрах-конкурсах,
олимпиадах, выставках, физкультурных и спортивных мероприятиях;
 поощрение за успехи в образовательной, творческой, спортивной деятельности;
 бесплатное пользование необходимыми учебными пособиями, средствами обучения и воспитания,
предусмотренными реализуемой в МБДОУ основной образовательной программой дошкольного
образования;
14

 пользование имеющимися в МБДОУ объектами культуры и спорта, лечебнооздоровительной инфраструктурой в установленном порядке;
 получение дополнительных образовательных услуг
Дисциплина в МБДОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников
образовательных отношений
Поощрение воспитанников МБДОУ за успехи в образовательной, спортивной, творческой деятельности
проводится по итогам конкурсов, соревнований и других мероприятий в виде вручения грамот, дипломов,
благодарственных писем, сертификатов.
Защита несовершеннолетних воспитанников МБДОУ:
Спорные и конфликтные ситуации нужно решать только в отсутствии воспитанников.
В целях защиты прав воспитанников их родителей (законных представителей) самостоятельно или через
своих представителей вправе:
 направить в органы управления МБДОУ обращение о нарушении и (или) ущемлении прав
свобод исоциальных гарантий несовершеннолетних воспитанников;
 использовать незапрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты
своих прав законных интересов.
Меры социальной защиты
 В целях материальной поддержки воспитания и обучения воспитанников, посещающих
МБДОУ, предоставляется компенсация родительской платы родителям (законным
представителям) всехвоспитанников.
 Несовершеннолетним воспитанникам, испытывающим трудности в освоении Программы,
социальной адаптации и развития, оказывается педагогическая, медицинская и психологическая
помощь на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей)
 Проведение комплексного психолого – медико – педагогического обследования воспитанников для
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)
отклонений в поведении детей осуществляется психолого – медико - педагогическим консилиумом
по письменному согласию родителей (законных представителей)
Правила по сотрудничеству с родителями
По вопросам, касающимся развития и воспитания ребёнка, родители (законные представители)
воспитанников могут обратиться за консультацией к педагогам и специалистам МБДОУ в специально
отведённое на это время.
Каждый родитель (законный представитель) имеет право:
 быть избранным в Совет МБДОУ;
15

 повышать педагогическую культуру;
 если возникли вопросы по организации образовательного процесса, пребывания ребенка в группе,
следует обсудить с воспитателем группы, если не удовлетворен ответом, необходимо обратиться к
заведующему МБДОУ.
Традиции и ритуалы, особые
нормы этикета в МБДОУ

Ритуал – установленный порядок действий.
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих
поколений.
Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними.
Выражает радость по поводу того, что они пришли. С приходом последнего ребенка воспитатель
приветствует всех детей (проводится утренний круг).
Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести
время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения
учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня
(проводится вечерний круг). Обращает внимание на детские работы, выполненные в процессе свободной
самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем
каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что-либо хорошее.
Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят под девизами:
«Беседы о важном» , слушаем и поём гимн РФ, говорим о большой и малой Родине, семье, стране, посёлке
и пр.
«Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как
он провел выходные дни или о чем - то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих
поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на
этой неделе.
«Кто дежурный?»
Данная традиция направлена на выполнение детьми посильных для них поручений: дежурство по
организации приемов пищи в течение дня, в уголке природы, подготовка к занятиям, контроль за
соблюдением культурно-гигиенических процедур детьми и др. Дежурство может быть индивидуальным или
групповым, на день, часть дня или неделю. Группы дежурных определяются воспитателем, но с учетом
интересов и предпочтений детей. В группе должен быть составлен график дежурства. Если дети дежурят
группами, то можно предложить им в старшем и подготовительном к школе возрастах придумать себе
название, выбрать старшего группы, распределить обязанности.
Ежемесячные традиции:
16

Традиция «Сладкий вечер», «Сладкий час»
Заключается в организации чаепития по поводу какого-либо события в группе: дня рождения ребенка или
взрослого (воспитателя, младшего воспитателя), празднования 8 Марта, Дня матери и др. Во время такого
чаепития проводится игра «Сладкое поздравление», согласно которой каждый присутствующий за столом
имеет возможность сказать приятные слова и поздравления виновнику торжества.
В поддержании такой традиции и ее осуществлении большую роль играют взрослые, которые являются
непосредственными участниками этих мероприятий.
Традиция «От всей души»
Эта традиция также связана с различными праздниками. Смысл ее состоит в том, что дети с воспитателями
или/и с родителями (законными представителями) создают своими руками различные подарки (открытки,
поделки и т.д.). Участники традиции по своему желанию могут дополнить их какими-либо изделиями,
приобретенными в магазинах. Но наличие элемента подарка, сделанного собственноручно – обязательное
условие. Готовые подарки дарятся тому, кому ребенок пожелает его вручить или для кого он
целенаправленно его создавал.
Традиция «Письмо Деду Морозу»
В центральном холле МБДОУ за три недели перед новым годом вывешиваются красиво оформленные
ящики для писем, куда все желающие и взрослые, и дети могут поместить свои письма с желаниями.
Детские письма после вскрытия ящика тайно передаются родителям.
Традиция «День рождения»
Согласно сценарию, педагогами и воспитанниками проводится чествование именинника. Данная традиция
может включать в себя элементы традиций: «Сладкий час» и «От всей души».
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают
прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных
занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Традиционным является проведение:
общественно–политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный
женский день», «День народного единства», «День Космонавтики», «День защиты детей», «День
дошкольного работника»);
сезонных праздников («Покрова Пресвятой Богородицы», «День матери – казачки», «Новый год»,
«Масленица», «Выпускной»);
тематических мероприятий («День Здоровья», «День Эколят», «Краски и литература Тихого Дона»,
17

Особенности РППС,
отражающие образ и
ценности МБДОУ,
учитывающие
социокультурный контекст,
внешнюю социальную
и культурную среда
МБДОУ (учитывает
этнокультурные,
конфессиональные и
региональные особенности)
Социокультурный контекст,
внешняя социальная и
культурная среда детского
сада

«Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»);
социальных и экологических акций («Внимание, дети»», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Мы - дети
России», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц», «Пусть цветёт наш детский сад», «День
древонасаждения», «Письмо водителю», «Новогодние окна»
Оформлен патриотический уголок, информационный стенд, где представлена символика России, Ростовской
области, п.Горный и детского сада
Государственные символы РФ. Фото первых лиц РФ и области. Папки-передвижки «День России», «День
флага». Художественная литература с региональным компонентом.
Народные костюмы: русский, казачий
Детский театр и библиотека
Оформлены: «уголок творчества», «здоровья», «безопасность», «мир природы», «человек», «животный мир»
и мн.другие.
МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» расположен среди жилых домов частного сектора р.п.Горный, что
делает окружение размеренным и относительно спокойным.
МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» сотрудничает с социальными партнерами:
 библиотека Горнеского городского поселения – проводит совместные мероприятия, акции, викторины
и пр.;
 спортивный комплексс «Старт+» – проводит совместные мероприятия, праздники , Дни здоровья;
 МБОУ СОШ № 22 – проводит совместные мероприятия, экскурсии, открытые уроки, сотрудничает по
вопросам экологии.
Воспитывающая среда образовательной организации

Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных
условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям
российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитательная среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко».

18

Условия воспитывающей среды
Условия для формирования
эмоционально-ценностного отношения
ребёнка к окружающему миру, другим
людям, себе

Образовательные модели (проекты) осуществления условий
Модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на
основе позиций его участников:
Субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя,
ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их
разрешения.
Объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую
своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно.

среду,

Субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную
деятельность.
Роль педагога в создании ненасильственной развивающей педагогической среды совместно с
семьями воспитанников. В работе с родителями просвещение и пропаганда личностноориентированной модели взаимодействия.
Условия для обретения ребёнком
первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с
традиционными ценностями
российского общества;

Проекты по созданию мастерских:
Поликлинника
Парикмахерская
Школа
Гараж
Магазин
Музыкальная гостиная
Опытно-экспериментальная мастерская (вода, песок и др.)
Музеи
Автогородок
Театр: кукольный, настольный, пальчиковый

Условия для становления
самостоятельности, инициативности и
творческого взаимодействия в разных
детско-взрослых и детско-детских

Созданы условия, которые устанавливаются воспитателями в организационных «организующие
моменты»,
 «тематические недели»,
 «события» и праздники страны
 «реализация проектов»,
19






общностях, включая разновозрастное
детское сообщество

«сезонные явления в природе»,
«праздники», акции, конкурсы, выставки, концерты ДОУ
«традиции»
юбилейные
даты знаменитых людей (писатели, поэты, космонавты,
художники и т. д. ).
 предстоящие региональные события
 мастер – классы, практические дела
А главное становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия, работа в рамках всех трех образовательных моделях: учебноадминистративная, комплексно-тематичекая, средовая.
1. Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет
функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому; (ЗУН).
2. совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные
партнеры; (поддержка)
3. совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
4. совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих
детей;

Региональные и территориальные
особенности социокультурного
окружения МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» расположен в Ростовской области, Красносулинском
районе, красивой, уютном поселке с лесной заповедной зоной. В ней всё знакомое и родное:
наша главная гордость Гоненский государственный заказник с богатой флорой и разнообразной
фауной, в том числе «краснокнижной». зелёный лес, улицы, переулки, невысокие дома, школа,
спортивная школа – интернат, спортивный комплекс… Посёлок разделяет железная дорога –
что тоже накладывает свой отпечаток на уклад жизни МБДОУ. Ну и конечно же наш «садик»
наше любимое «Солнышко», как ласкательно зовут его дети, который дорог многим
поколениям, ведь это трогательное воспоминание детства…
Уникальные культурно-исторические события р.п.Горный характеризуется разнообразием
многочисленных материалов об особенностях быта поселка, его истории, большое место
отведено обычаям и истории казачества, его достопримечательностях.
Изучение обрядов, обычаев, традиций казачества открывают перспективу сознательного
20

осмысленного усвоения ценностей духовной культуры и включения их в содержание
образования.
Воспитательно значимые проекты и
программы, в которых уже участвует
МБДОУ.

1. Проект «В краю Тихого Дона».
Цель: Воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным
самосознанием и патриотическими чувствами, на основе регионального казачьего компонента.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
2. «Эколята – дошколята».
Цель: формировать у детей богатство внутреннего мира и системы ценностных отношений к
природе, её животному и растительному миру; развивать внутренние потребности любви к
природе и как следствие бережному отношению к ней, воспитание культуры природолюбия, а
также развивать потребности принимать участие в экологической деятельности.

Ключевые элементы уклада МБДОУ в
соответствие со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности,
накопленного опыта, достижений,
следования традиции, ее уклада жизни

1. Создание в МБДОУ вариативной воспитывающей среды, позволяющей воспитанникам
развиваться в различных видах деятельности
2. Ключевые элементы уклада МБДОУ характеризуются календарём Государственных
праздников, комплексно-тематическим планом мероприятий, годовым планом работы, которые
определяют проведение общих мероприятий и праздников.
3. В части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» определена работа по
ознакомлению воспитанников родным краем.
4. Организовано единое с родителями (законными представителями) воспитанников
образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения
конкретных воспитательных задач.
5. Процесс образования в МБДОУ строиться на содружестве с социальными организациями и
родителями (законными представителями) воспитанников.
6. Профессиональное развитие педагогов (новые формы работы с детьми, поддержка детской
инициативы, разнообразные формы взаимодействия с родителями).

21

Общие характеристики содержания и
форм воспитания в общей структуре
воспитательной работы в МБДОУ

Стержнем годового цикла воспитательной работы МБДОУ являются ключевые общесадовские
мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов.
Так же задачи воспитательной работы решаются в следующих формах работы: организованная
образовательная деятельность (ООД). ООД в рамках формируемой части ООП ДО проводятся
согласно учебному плану.
Так же интеграция воспитательных задач проходит в ООД по всем образовательным областям,
согласно модулям Программы совместная деятельность педагогов с воспитанниками (игры,
беседы, наблюдения и т.д.) в специально созданной РППС в уголках развития групп с решением
воспитательных задач, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная,
речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, проектная
деятельность определяется годовым планом работы, рабочими образовательными программами
группы.
Организация проектной деятельности может быть актуализирована планами социальных
партнёров  включение в образовательный процесс МБДОУ экскурсий, виртуальных экскурсий,
а так же других познавательно-информационных мероприятий по предложению родителей
(законных представителей) или социальных партнёров.

Наличие достижения выраженных
эффектов воспитательной работы

Мониторинг реализации ООП ДО МБДОУ показывает более 80% успешного освоения, включая
воспитательные аспекты.

Участие в конкурсах лучших практик,
мониторингов .

МБДОУ является неоднократным победителем конкурсов и активным участником социальнозначимых мероприятий и акций

Общности образовательной организации: педагог - дети, родители (законные представители) - ребёнок (дети), педагог - родители
(законные представители)
Направление

Содержание

22

Ценности и цели
профессионального
сообщества,профессиональнородительского сообщества и
детско-взрослой общности
Особенности организации
всех общностей и их роль в
процессе воспитания детей

1. Профессионального сообщества:
МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» сотрудничает с социальными партнерами:
 библиотека Горнеского городского поселения – проводит совместные мероприятия, акции,
викторины и пр.;
 спортивный комплекс «Старт+» – проводит совместные мероприятия, праздники , Дни здоровья;
 МБОУ СОШ № 22 – проводим взаимопосещения занятий и уроков, совместные меропрития по
экологии, участвуем в праздниках, проводим презентации своей работы.
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство
целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками МБДОУ. Сами участники общности должны
разделять те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания.
К профессиональным общностям в МБДОУ относятся:
- педагогический совет;
- рабочая группа;
- педагоги ДОУ.
- Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм
общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к
общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников
(организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и
объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

23

1. Профессионально-родительского сообщества:
Совет ДОУ целью деятельности Совета является содействие осуществлению самоуправленческих
начал, развитию инициативы коллектива дошкольного образовательного учреждения, реализации прав
детского сада в решении вопросов, связанных с организацией воспитательно-образовательного процесса
и финансово-хозяйственной деятельности.
Родительское собрание - орган общественного самоуправления ДОУ, действующий в целях развития и
совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской
общественности и ДОУ.
Для формирования профессионально-родительской общности, в детском саду проводятся родительские
собрания, семинары, мастер-классы, советы родителей. Разрабатывается перспективный план работы с
родителями (законными представителями), исходя из возраста детей и потребностей родителей (законных
представителей).
Особенности обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей

Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста,
способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей,
проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Для того, чтобы способствовать позитивной социализации, мы создаем условия организации
разновозрастного взаимодействия дошкольников через интеграцию деятельности творческих групп
детского сада:
 «Реализация регионального компонента в детском саду как условие воспитания основ
экологической культуры»;
 «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды детского сада»;
Приоритетным направлением нашего детского сада является познавательное развитие в условиях
разновозрастного взаимодействия, в процессе формирования экологической культуры у дошкольников.
Мы осуществляем разновозрастное взаимодействие дошкольников в различных видах деятельности
экологического содержания, таких как:
- трудовая деятельность (посадка и уход за растениями);
- познавательно-исследовательская деятельность;
-продуктивная деятельность;
- художественно-эстетическая деятельность (экопразники, досуги, спектакли);
- экологические акции («Помоги птицам зимой!», «Наш зеленый детский сад»);
- экскурсии по экологической тропе детского сада
В рамках проекта «Эколята-дошколята» мы включаем разновозрастное взаимодействие:
- проектная деятельность;
- продуктивная деятельность;
24

- познавательно-исследовательская деятельность;
- трудовая деятельность;
художественно-эстетическая деятельность
2.8.6.Формы совместной деятельности в образовательной организации
Работа с родителями (законными
представителями): строится на принципах
ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения
детского сада.

События образовательной организации предполагает взаимодействие ребенка и
взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или
иной ценности. Событийным может быть не
только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней
встречи детей, индивидуальная беседа, общие
дела, совместно реализуемые проекты и
прочее.

Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в МБДОУ «Детский сад № 43
«Солнышко» впроцессе воспитательной работы:
 родительское собрание;
 педагогические лектории;
 семинары;
 круглые столы;
 мастер-классы.
События в МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» проводятся в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик
(искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных
традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов или посещение семей и т. д.).

25

Совместная деятельность в образовательных
ситуациях - является ведущей формой
организации совместной деятельности
взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в
рамках которой возможно решение
конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности
осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду

Организация предметно-пространственной
среды - реализация воспитательного
потенциала предметно-пространственной
среды может предусматривать
совместнуюдеятельность педагогов,
обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее
созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе

К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в
МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» относятся:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–
инсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное);
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный
контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Части среды, которые используются в воспитательной работе:
 знаки и символы государства, региона, населенного пункта и МБДОУ «Детский сад
№ 43 «Солнышко»;
 компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится МБДОУ «Детский
сад № 43 «Солнышко»;
 компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
 компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
 компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную
картину мира;
26

 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
 компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального
российского народа.
Вся среда МБДОУ «Детский сад № 43 «Солнышко» является гармоничной и эстетически
привлекательной.
Социальное партнерство

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
 проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и
акций воспитательной направленности;
 реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами
с организациями–партнерами.

27

2.8.7. Календарный план воспитательной работы
В предложенной таблице расположены все направления календарно-тематического плана,
включающие формы проведения мероприятий, а так же события образовательной организации
и совместная деятельность в образовательных ситуациях, построенные на примерном календаре
праздников и событий в соответствии с Федеральным календарным планом воспитательной
работы.. Считаем, что таким способом , мы можем совместить и образовательную деятельность
и работу в рамках воспитательной работы. В данной модели видна система и целостность
образовательного процесса в МБДОУ.
Срок
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь

От 3-х до 5-и лет

От 5-и до 7-и лет

Модуль «Патриотическое воспитание»
1 сентября - виртуальная экскурсия «День Знаний»
27 сентября - День воспитателя и дошкольных работников
Развлечение «Праздник дружной семьи»
Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню
пожилого человека
Флешмоб «Мы –едины и непобедимы» (к Дню народного единства)
Игра-путешествие «Страна, в которой я живу»
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации (акции,
беседы)
Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца
греет»
4 декабря «День Матери-казачки» - рисунки, народные игры, фольклор
5 декабря – День волонтёра в России (беседа)
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
27 января – День снятия блокады Ленинграда (виртуальная экскурсия)
21 февраля – День родного языка
23 февраля - Праздник «Наша Армия родная» (стихи, песни, фотографии,
конкурсы)
Праздник «Мама – мой Ангел!»
18 Марта – День воссоединения Крыма с Россией – игра –путешествие в Крым
Развлечение «Я-Гагарин», акция, конкурс
1 Мая-Праздник Весны и Труда (акция)
9 Мая - праздник «День Победы», акции: «Бессмертный полк», «Окна
Победы», конкурс «Мы гордимся»
24 Мая – День славянской письменности и культуры - досуг
6 июня – ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
12 июня - досуг «День России». Акция «Флаг России»
22 ИЮНЯ – АКЦИЯ «День памяти и скорби»
8 июля - Праздник «День семьи, любви и верности»
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации. Акция
«Наш триколор»
Модуль «Мир добрых людей»
Цикл бесед «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цикл бесед «Честность и справедливость»
Общая тема «Мир добрых людей»
Цикл бесед «Добрые дела»
Цикл бесед «Вежливость»
28

Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

Беседа «Культура поведения в детском саду»
Цикл бесед «Я умею помогать»
Цикл бесед «Наши поступки»
Беседа «Мы – дружные ребята»
Цикл бесед «Уважение старших»
Цикл бесед «Добрые дела»
Цикл бесед «Знакомство»
Модуль «Традиции детского сада»
«Утро радостных встреч» (беседа , знакомство)
«Как я провёл лето» (фото, беседа, изо-деятельность)
День отца «Папа, с днём отца тебя поздравляет вся семья»
«Игрушки – мои друзья» (игры, беседа)
«Сладкий чай» (чаепитие «День Матери»)
«От всей души» (поделки, подарки своими руками)
«Письмо Деду Морозу»
«Наша ёлочка» (подготовка к празднику, украшения)
Круг хороших воспоминаний
«Ухаживаем за комнатными растениями»
«Сладкий вечер» (чаепитие)
Просмотр мультфильмов
«От всей души» (поделки, подарки своими руками)
«Здравствуй, Солнечное Лето!»
Международный День Дружбы
«До свиданье, Лето!»
Модуль «Творческие соревнования»
Фото-конкурс «Как я провел лето»
Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия»
Конкурс «В единстве наша сила»
Конкурс «День Матери-казачки»
Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи»
Конкурс детского творчества «Зимние забавы»
Конкурс детских рисунков «Папа может всё!»
Конкурс «Мама – мой ангел!»
Конкурс «День Космонавтики»
Конкурс «Безопасное колесо»
Конкурс «Мы – наследники Победы!»
Конкурс «Цветочная фантазия»
Конкурс рисунков «Разноцветные ладошки»
Конкурс «В гостях у Светофора»
Модуль «Праздники»
День знаний
Покрова, казачьи посиделки
День Матери-казачки
Новый Год
Рождество
День Защитников Отечества
8 Марта
День Земли
29

Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

Май
Июнь
Июль
Август
Срок
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

День Победы
Люблю берёзку русскую
День любви, семьи и верности
День Флага
Модуль «Эколята-дошколята»
Акция «Очистим планету от мусора»
Конкурс рисунков «Зелёный дом»
День защиты животных (акция, беседа, изо-деятельность) Тематические
мероприятия в рамках природоохранных социально-образовательных
проектов «Эколята-Дошколята»
Конкурс поделок «Улыбка природы»
Экологическая выставка «Улыбка природы»
Общесадиковское мероприятие «Красная книга глазами детей»
Конкурс композиций «Вместо ёлки – новогодний букет»
Проведение опытов со снегом и льдом
Конкурс кормушек «Покорми птиц зимой»
Развлечение «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»
Всемирный день защиты млекопитающих
Проблемные ситуации «Что было бы, если бы …. исчезли?»
Всероссийская природоохранная акция «Дни защиты от
экологической опасности»
Беседа «Здравствуй, солнечный лучик!»
Всемирный день птиц-1 апреля
Проект «Чистый мир» в рамках Всероссийского
экологического субботника «Зеленая Россия»
25 апреля – День Эколят
Всероссийский день посадки леса
Экологический субботник
Просмотр видеофильмов «Чем богата Земля»
Всемирный день китов и дельфинов-23 июля
Всемирный день кошек-8 августа
Международный день бездомных животных-16 августа
Модуль «Региональный компонент»
От 3-х до 5-и лет
От 5-и до 7-и лет
Казаки и казачата
Покрова
Дары природы
Конь – верный друг казака!
Досуг «День Матери-казачки»
В гостях у тётушка Аксиньи

Человек в истории Донского края
Покрова
Дары природы
Труд людей родной станицы
Казак рождается воином
Сундучок тётушки Аксиньи

Рождественские посиделки
Донская природа
Масленица дорогая – наша гостья годовая!
Сказка Тихого Дона
Произведения Тихого Дона
Архитектура родного края
Дом, в котором я живу
Рисование «Пасхальные яйца» Столица Области Войска Донского – г.
Новочеркасск
Рисование «Народный праздник»
30

Май
Июнь
Июль
Август

Донская природа
Природа Донского края
Игры донских казачат
Живёт в народе песня
Атаман М.И. Платов – презентация, тематическое занятие
2.8.8. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Компоненты РППС воспитательной системы
Знаки и символы государства, региона, населенного
пункта и МБДОУ;
Компоненты среды, отражающие региональные,
этнографические и другие особенности социокультурных
условий, в которых находится МБДОУ;
Компоненты среды, отражающие экологичность,
природосообразность и безопасность;
Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность
общения, игры и совместной деятельности;
Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей
разных поколений, радость общения с семьей;

Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку
возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий,
раскрывающие красоту знаний, необходимость научного
познания, формирующие научную картину мира;
Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку
возможность посильного труда, а также отражающие
ценности труда в жизни человека и государства;
Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку
возможности для укрепления здоровья, раскрывающие
смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта;
Компоненты среды, предоставляющие ребёнку
возможность погружения в культуру России, знакомства с
особенностями традиций многонационального
российского народа.

31

Представленность в РППС
групп и МБДОУ
Уголок патриотизма
Мини-музей краеведения
Уголок «Эколята-дошколята»
Центры игы: сюжетно-ролевой
игры, конструирования,
театральная студия
Музей семей
воспитанников «Из поколения в
поколение», «традиции и хоби
моей семьи», Мастера и
мастерицы моей семьи
Уголок
эксперементирования

Наблюдение за трудом взрослых
Уголки дежурства
Ролевые игры в профессии
Сюжетно-ролевые игры
Центры двигательной
активности
Спортивные атрибуты для игр
Сказки разных народов,
куклы в национальных одеждах
Центры по ознакомлению с
национальностями жителей РФ
Дидактические и семейные
игры

Организационный раздел Программы воспитания
2.8.9. Кадровое обеспечение
Наименование должности (в
соответствии со штатным
расписанием)
Действующий
профессиональный стандарт
Заведующий детским садом
Приказ Минтруда России от
19.04.2021 N 250н «Об
утверждении
профессионального стандарта
"Руководитель образовательной
организации (управление
дошкольной образовательной
организацией и
общеобразовательной
организацией)"»
(Зарегистрировано в Минюсте
России 02.09.2021 N 64848)

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса.

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
- создает условия, позволяющие педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность; - формирование
мотивации педагогов к участию в разработке и реализации
разнообразных образовательных и социально значимых
проектов; - организационно-координационная работа при
проведении общесадовых воспитательных мероприятий; регулирование воспитательной деятельности в ДОУ; –
контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ДОУ) - стимулирование
активной воспитательной деятельности педагогов

Педагог-психолог
 оказание
психолого-педагогической
помощи;
Приказ Министерства труда и
осуществление
социологических
исследований
социальной защиты РФ от 24
обучающихся; - организация и проведение различных
июля 2015 г. N 514н «Об
видов
воспитательной
работы;
подготовка
утверждении
предложений по поощрению обучающихся и педагогов
профессионального стандарта
за активное участие в воспитательном процессе.
"Педагог-психолог (психолог в  оказание
психолого-педагогической
помощи;
сфере образования)"»
осуществление
социологических
исследований
обучающихся; - подготовка предложений по поощрению
обучающихся и педагогов за активное участие в
воспитательном процессе; -наполнение сайта ДОУ
информацией о воспитательной деятельности
Воспитатель
обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа,
Музыкальный руководитель
физической культурой; - формирование у обучающихся
Инструктор по физкультуре
активной
гражданской
позиции,
сохранение
и
Приказ Минтруда России от
приумножение нравственных, культурных и научных
18.10.2013 N 544н (ред. от ценностей в условиях современной жизни, сохранение
05.08.2016) «Об утверждении традиций ДОУ; – организация работы по формированию
профессионального стандарта общей культуры будущего школьника; - внедрение
"Педагог
(педагогическая здорового образа жизни; - внедрение в практику
деятельность
в
сфере воспитательной деятельности научных достижений, новых
дошкольного,
начального технологий образовательного процесса; - организация
общего, основного общего, участия обучающихся в мероприятиях, проводимых
среднего общего образования) районными, городскими и другими структурами в рамках
(воспитатель,
учитель)"» воспитательной деятельности;
(Зарегистрировано в Минюсте
России 06.12.2013 N 30550)

32

Младший воспитатель

Создание социальной ситуации развития обучающихся,
соответствующей специфике дошкольного возраста.
Обеспечение совместно с воспитателем занятий
обучающихся творчеством, трудовой деятельностью.
Участие в организации работы по формированию
общей культуры будущего школьника.

2.8.10. Нормативно-методическое обеспечение

Нормативно-методическое обеспечение

Решения на уровне ДОО

Внесению изменений в должностные
инструкции педагогов по вопросам
воспитательной деятельности, ведению
договорных отношений

ПРИКАЗ
от 8 ноября 2022 года № 955 О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов
общего образования и образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

Сотрудничеству с социальными
партнерами, нормативному, методическому
обеспечению воспитательной деятельности

Договора о сотрудничестве , совместные планы

Локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением
рабочей программы воспитания:
 «О назначении ответственного лица за мониторинг инфраструктуры и комплектации
учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО»;
 – «О создании рабочей группы по мониторингу инфраструктуры и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ ДО»;
 – «О проведении мониторинга инфраструктуры и комплектации учебно-методических
материалов в целях реализации образовательных программ ДО»;
 «О работах по приобретению оборудования по результатам мониторинга инфраструктуры
и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ ДО»;
 – «Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического
коллектива по вопросам создания современной инфраструктуры МБДОУ, мониторингу
существующей РППС и комплектации учебно-методических материалов в целях
реализации образовательных программ ДО»;
 «Об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогов по созданию и/или
мониторингу современной инфраструктуры и комплектации учебно-методических
материалов в целях реализации образовательных программ ДО»

33

2.8.11. Требования к условиям работы с особыми категориями детей

Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
Условия
Содержание
Направленное
на предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому
формирование личности ребёнку
с
особыми
образовательными
потребностями
взаимодействие взрослых предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и
с детьми
средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
Формирование игры как с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
важнейшего
фактора условий для самоопределения и социализации детей на основе
воспитания и развития социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
ребёнка
с
особыми российском обществе правил и норм поведения;
образовательными
потребностями
Создание воспитывающей способствующей личностному развитию особой категории
среды
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и
эмоционального благополучия;
Доступность
воспитательных
мероприятий

совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности с учётом особенностей развития и образовательных
потребностей ребёнка;
речь идет не только о физической доступности, но и об
интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и
применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;

Участие семьи

необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.