Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

ого образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями
воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.

1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с
системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и
формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных
ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного
образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного
образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
•

организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;

•

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного
учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

•
•

•

•

•
•

оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей
дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;

•

обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.

•

выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного
досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области
защиты прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных
представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического,
социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического
развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских
взаимоотношений семей.

•
•
•

•

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:

•
•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и
открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый
образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и
другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной
субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный
год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание
определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает следующие
этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего
ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга
проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
(законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать
ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности,
системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного
учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во

взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих
впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным
вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний,
повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и
взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов
реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов
сотрудничества, экспертная оценка).
•

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в
дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их
родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных
представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство
и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива
дошкольного образовательного
учреждения с
общественными и социальными структурами:
общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых
в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.

6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям,
старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о
воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по
педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других
родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию
ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном
образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи
ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании
детей в дошкольном образовательном учреждении.

7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в
творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов
с семьями воспитанников;
• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения
со стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников
при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном
учреждении.
сайт этих положений http://ohrana-tryda.com

8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и
старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.

8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
• посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является
Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники
дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя. Оригинал данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
• определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
• организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду,
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в
случаях, когда это необходимо.
9. Документация

9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
•
•
•
•

планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному
образовательному учреждению на учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях,
анкетировании с выводами, мониторинге;
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».